Найти тему

«В начале жизни школу помню я…»

Яндекс. Картинки.
Яндекс. Картинки.

«Мой труд любому труду родствен», – утверждал в своё время поэт Владимир Маяковский. Конечно, любой честный труд заслуживает уважения, и всё же труд учителя по-своему уникален и универсален, поскольку стоит у истоков всех профессий и призваний в мире. Чем бы ни занимался человек, в начале его жизни всегда были некая школа и учителя. «В начале жизни школу помню я…»

Труд учителя, а вернее, назначение учительства универсально ещё и потому, что не ограничивается рамками учебных заведений: наставники нужны в любом деле, а самым главным учителем, как мы часто говорим, является жизнь. И хотя тургеневский Евгений Базаров в романе «Отцы и дети» гордо заявлял, что «всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например…», – но это самонадеянность, потому что с первых шагов всё равно кто-то ведёт тебя за руку.

Учительство универсально ещё и потому, что не знает возрастных границ. Ведь недаром говорится, что учиться никогда не поздно. И каждый поворот в твоей жизни является началом жизни новой. И даже если человек считает, что он самоучка, то и это утверждение можно принять только с оговорками. Если он учится по книгам и пособиям, то эти книги и пособия ведь кто-то написал, значит, всё равно были учителя. Если он сам постигает азы какого-то мастерства, то и это поприще было когда-то и кем-то освоено. Как в начале жизненной дороги, так и в начале нового жизненного поворота всегда на нашем пути стоят учителя.

От человека к человеку передаются знания и опыт, и цепочка «учитель – ученик» никогда не прерывается. Наступает время, когда бывший ученик сам становится для кого-то учителем, и так – до бесконечности. Часто бывает, что ученик идёт дальше своего наставника, и на определённом этапе они меняются местами. Кто-то видит в этом трагедию, а кто-то гордится своими учениками, добившимися в жизни большего, чем он. «Художник воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться», – писал поэт Евгений Винокуров. Известно, когда молодой Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила», его старший товарищ по цеху литераторов Василий Жуковский подарил ему портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого-учителя». И в этой надписи не было самоуничижения, а была естественная гордость за то, что на проложенном тобой пути кто-то идёт дальше – но ведь это произошло потому, что в начале жизни он шёл по твоим следам.

Обычно непосредственная цепочка «учитель – ученик», связывающая гениальных людей, бывает короткой (природа тоже должна отдыхать). Но случаются в жизни поразительные, немыслимые совпадения. Одним из таких чудес света является «великая интеллектуальная эстафета», которая началась с Сократа. Словно по волшебству, в одной точке истории сошлись четыре могучие фигуры мирового уровня: Сократ, Платон, Аристотель и Александр Македонский. Судьба распорядилась так, что они, будто по эстафете, передавали друг другу склонность к масштабному и неординарному мышлению. В итоге образовались три уникальные пары «учитель – ученик»: Сократ – учитель Платона; Платон – учитель Аристотеля; Аристотель – учитель Александра Македонского.

Сократу повезло с учеником. Платон был блестящим мыслителем, гением философии, которого ещё в древности называли «божественный учитель». По словам немецкого мыслителя Вильгельма Виндельбанда, философии Платона «было суждено сделаться жизненным принципом будущих веков». Печатью гениальности отмечен и Аристотель. Уважение к мудрым учителям в нём прекрасно сочеталось с бунтарским духом первооткрывателя. Не делал исключений он и для великого Платона. Тот даже жаловался: «Аристотель лягает меня, как молодой жеребёнок свою мать». Но Аристотель преклонялся перед истиной и упорно шёл своей дорогой. Известен его ответ: «Платон мне друг, но истина дороже».

Впрочем, и Аристотелю пришлось со временем принимать наставления от своего ученика. Александр Македонский до конца дней своих любил и уважал своего учителя, но считал, что, охватывая мыслью весь мир, Аристотель был далёк от понимания практических законов этого мира (конечно, речь идёт о политике). Позднее, через века, на ту же платформу стал гениальный «практик» В. И. Ленин, говоривший, что раньше философы только объясняли, как устроен мир, а пришло время его переделывать. Хорошо или плохо, но с этой задачей он справился с лихвой.

Да, не всё так просто с учителями и учениками. Наставник будущего римского императора Нерона философ Сенека как-то изрёк: «Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом». Его ученик за науку отплатил Сенеке чёрной неблагодарностью: заставил философа покончить с собой. Есть любопытная фраза и в Талмуде: «Многому я научился у своих наставников, ещё большему – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников». Впрочем, на эту тему, мы уже говорили.

Дошли мы и до ложки дегтя. Не у всех людей развито безоговорочное уважение к учительскому труду. «Сам не умеешь – научи другого», – эта мысль настолько распространённая, что я не могу назвать её автора. А вот ещё один перл: «Не умеешь работать – иди учить других, не умеешь учить – иди в руководители». И всё-таки, если в этой шутке, как и во всех других, и есть доля правды, то совсем не большая.

Современный мир очень сложен и противоречив, и человеку на каждом шагу требуется помощь и поддержка. Более того, наша жизнь становится всё сложнее и сложнее. На современного человека обрушивается лавина невообразимо трудных проблем и вопросов. Чтобы их решить, требуется новое мышление, новый могучий интеллект. И новая образовательная стратегия и тактика, где учителю должно отводиться самое главное место. И это незамедлительно требуется в то время, «когда на одного человека, желающего учить, приходится около тридцати, не желающих думать», когда «профессия учителя даёт пожизненную гарантию от похищения с целью выкупа».