6.2.4. Так в чем же она, “отгадка русской души”?
На эту тему написано сотни статей, проведено множество исследований, однако она все так же волнует не столько нас самих, сколько остальной мир, в виду ее широты и необъяснимой для Запада непредсказуемости. Вряд ли стоит умножать известное своими рассуждениями. Послушаем других, более или менее обобщивших проблему.
“ ... Загадка русской души сложилась в глубокой древности.
Наши предки всеми источниками описываются как вольница. Храбрые, свободолюбивые воины (см. выше, - И.К.). Слава (может быть, от этого слова и происходит название: славяне?), соперничество племен, язычество. Отсутствие всякой государственности. ... (Последнее и далее, по элементарному незнанию, - типичный мотив отмеченной выше “норманской теории”. Но, “из песни слова не выкинешь”, - И.К.). ...
Вместе с тем, относительные порядок и безопасность, которые обеспечивает государство, заставляли наших предков задумываться о создании такового. “ ...Славяне пошли до варягов, звать их на царство”. Почему именно варягов? Потому что варяги были не цивилизованными и просвещенными правителями, а бандитами, живущими морским грабежом, такими же язычниками, как и славяне, но гораздо более продвинувшимися по пути государственного объединения родов (? Хм-м, Тьф-у! Ну, ладно, - И.К.).
Так в загадочной русской душе появляется пласт - варяжский. Его олицетворяет царь-разбойник или разбойник, ставший царем (вот это точно! – И.К.). А герой у варягов - берсеркер, впадающий в неистовство воин, безумец. Такими будут и Иван Грозный, и Петр Первый. … Неистовство прослеживается в восстаниях Стеньки Разина и Емельки Пугачева. ... Этот пласт дает фигуру удачливого бандита, возглавляющего борьбу с государством и становящегося таким образом альтернативным царем... а порой и царем как таковым.
Следующее вливание в национальную психику сделало христианство. Христианство - это любовь и жертва. Метания от чудовищной гордыни к чудесам смирения и самопожертвования и обратно соединяются с берберским неистовством варягов и воинственной славянской самостийностью. А в церковной жизни появляется замечательная фигура юродивого, берсеркера от христианства.
Орда. Великая Империя кочевников. Идеальное сочетание дикости и государственности. Становясь ее вассалами, наши предки добавляют к своей психике еще один пласт. Склонность к тоталитарности в государственном масштабе.
Иван Грозный окончательно разбив татар, тут же строит собственную тоталитарную империю, где логично появляется мрачная фигура опричника - по-собачьи преданного своему господину и готового по-собачьи бросаться на всякого инакомыслящего. Опричник - вполне ордынский персонаж, при этом добавивший к татарской лютости эпилептоидный фанатизм берсеркера, славянскую удаль и византийскую хитрость; таков Малюта Скуратов, этот Берия и Гиммлер XVI века.
(6.2.15.)
Возможно, именно Иван Грозный первым ввел государственную монополию на водку. Сеть кабаков преследует две цели - своеобразное налогообложение и спаивание отличившихся в боях с Ордой воинов. Последние метятся справа под подбородком специальным клеймом, которое позволяет пить бесплатно в любом государевом кабаке. (Не отсюда ли характерный щелчок правой рукой в указанном месте - только русским понятный жест на предмет выпить? - И.К.). Возможность спиться за государственный счет становится знаком отличия. В российской психике появляется алкогольный пласт. В отличие от более или менее индивидуального алкоголизма других народов, в России таковой становится общественным действом, почти религией, пронизывая все социальные отправления. И, наконец, самое Российское государство в значительной мере существует на пьяные деньги...
Петр Первый, прямой продолжатель тоталитаризма Ивана Грозного, присоединяет к византийско-греческому пласту пласт западный, в основном немецкий, затем голландский и английский. Происходит второе призвание варягов - в этот раз протестантского толка. Западный пласт в российской психике оказывается тонкой внешней рамкой, формальной структурой, которая не в силах удержать брожение уже осевших в нашей душе привычек. Отсюда век дворцовых переворотов. ... Блистательная немка Екатерина способствует появлению в русской душе французского пласта, приносящего стремление к утонченной роскоши, но уступает место Павлу, еще одному тоталитаризму. ... Александр Первый продолжает реформы.
Россия, как на качелях, раскачивается от дикости к цивилизованности, не в состоянии остановиться. Николай Первый давит инакомыслие... и покровительствует Пушкину, Александр Второй начинает действительно кардинальные реформы и за неделю до подписания первой Российской Конституции погибает от бомбы террориста. ... Действительным продолжателем дела его является Петр Столыпин, которого, конечно же, убивают. Огромная Империя подошла к тому моменту, когда Славянская вольница и Варяжский грабеж, умело эксплуатируемые большевиками, мечтающими о завоевании всего мира (Орда) и крайне неразборчивыми в отношении средств (Византия), готовы взорвать ее изнутри.
(6.2.16.)
Взрыв вольницы оборачивается закабалением. ... Надо всем этим воцаряется бывший семинарист, почти поп-расстрига, ... грузин (? - И.К.) Иосиф Сталин, постоянно подчеркивающий, что-он-то и есть самый настоящий русский. (Окончание “-ашвили” в грузинских фамилиях соответствует окончанию “-сон”, то есть “сын” в западных. “Джуга” по-грузински, то же, что и “джуишь” по-английски. В этом свете предоставляю читателям возможность самим расшифровать настоящую фамилию “отца народов”, - И.К.). ... Россия надолго оказывается под игом похуже татарского. ... Славянский, варяжский и ордынско-византийский дух соединяются в России в самых причудливых комбинациях. ... В какой-то момент говорят уже и не о русской вроде, а о некоей загадочной советской душе.
А советская душа удивительным образом востребовала из глубокой древности и из сказок образ тотального мертвого властелина живых - Кощея Бессмертного. ... И стоя на трибуне Главной Могилы, советский царь-батюшка как бы брал обязательство получать средства и инструкции у мертвеца. Надежда получить помощь как бы с того света пустила глубокие корни в нашем национальном сознании. ... (Но) ... если Ленин - не наш отец, то кто - наш? Кто накормит и обогреет? Кто даст нам все, в чем мы нуждаемся? Конечно же, те, что живут “за тридевять земель”, - нечисть, но у нее тем не менее имеется искомое нами счастье.
Так вместо Ленина спасителями становятся США и прочая заграница.
Больше всего в Союзе не любили именно США. Наше общество было построено на инфантильной несамостоятельности. Абсолютной зависимости от государства, которое брало на себя все заботы о несчастном народе. Штаты же утверждались в роли предельно индивидуалистичного крутого парня. ... Американская мечта - начать с нуля и стать очень значительным за счет собственной инициативы, трудолюбия и таланта; Советская мечта - вступить в партию и тем самым сразу ... занять готовое теплое местечко. ...
(6.2.17.)
Парадоксально, но эти крайности смыкаются. ... Отрицая только что бывшее, мы автоматически попадаем под власть американской идеи: пробиваться лишь за счет собственных сил, причем с нуля. Источник нашей стабильности и нашего процветания сегодня - в нас самих. Ах, если бы стремление к процветанию стало особенностью нашего национального характера...”.6.24
Очевидно, что приведенные обобщения на тему об “отгадке русской души” никоим образом не исчерпывают существа рассматриваемого предмета. Помимо головокружительных кульбитов в реформах государственности, - неважно, по внешним или внутренним причинам, - приведшим в конце концов к жесткой вертикали власти по типу самых деспотических азиатских режимов, решающее влияние на российский, а в данном случае более точно, русский менталитет, оказало православие, идеологизирующее русский народ практически с начала формального оформления его государственности, и настолько пропитавшее “все фибры его души”, что понятие “православный” стало практическим синонимом слова “русский”.
Ниже я еще вернусь к вопросу о соотношении православия и русской ментальности - “русского духа”, пока же продолжим анализ последнего, попутно пытаясь осознать, как чужая христианская вера (католичество, лютеранство, протестантство) сформировали - в противовес российскому - современный западный менталитет.
“Русские любят сорить деньгами. Они не умеют их копить и тратить рационально. Таков один из самых распространенных национальных стереотипов в европейских представлениях (в особенности в протестантских странах) о людях русской культуры. (И это так, по своей жене сужу, - И.К.). Впрочем, национальный характер не может полностью совпадать ни с самооценкой, ни со стереотипными представлениями иностранцев.
Люди склонны считать свое, привычное и знакомое, хорошим, разумным и нормальным, иностранное часто кажется неразумным, некрасивым, аномальным (особый вкус русской интеллигенции к самоуничижению и поклонению иностранному под кодовыми названиями “Запад”, “цивилизованные страны” и прочее - дело уникальное, поражающее представителей самых “цивилизованных стран”). Однако плодотворное общение возможно лишь тогда, когда мы видим различие между культурами и способны уважать другого как Другого, а не третировать его как извращение природы.
Протестантская культура сформировала этику современных деловых и во многом личностных взаимоотношений в современном мире. И нынешний бизнесмен где-нибудь в Германии может быть неверующим, но неукоснительно следовать протестантским ценностям умеренности, экономии, планирования своей жизни. Бережливость по отношению к вещам, деньгам, времени - одна из существенных характеристик протестантской ментальности. ... Протестантизм, и в частности лютеранство, сформировали особый образец “монашеской жизни в миру”. Идея “жить, чтобы работать” стала принципом жизни порядочного человека. Кроме того, добродетельной с моральной точки зрения и социально одобряемой стала считаться жизнь по принципу “иметь больше - тратить меньше”. Труд стал первой обязанностью протестанта в этом мире. Все это развязывало тенденцию к неограниченному приобретательству. В итоге формировались капиталы, используемые не для потребления, а в качестве инвестируемых средств. Так началась капиталистическая эра. Позже позиции протестантизма как религиозной доктрины существенно ослабели, однако буржуазная ментальность была уже сформирована. Например, в лютеранской Финляндии, по мнению социологов, лишь 10-15% людей действительно верит в Бога, но отстаивание принципа умеренности во всем, бережливость и экономия остались социально одобряемыми нормами поведения для всех.
Финские умеренность и экономия зачастую представляются русским жадностью, планирование собственной жизни - скучным и непродуктивным. “Не надо мелочиться”, “зачем же скупиться”, “какая тоска - жить по расписанию” - обычная русская реакция на европейское понимание экономии, бережливости и умеренности. Заплатить за спутницу в транспорте или отказаться от денег за книгу, купленную по просьбе друга и на собственные средства, вполне естественно для русских, ... но выглядит расточительностью и мотовством для многих европейцев.
Основу русского умостроя составили частью языческие, частью православные нормы отношения к жизни. Русская ментальность была сформирована на религиозной почве, а эти нормы были восприняты и теми, кто далек от всякой веры и церкви. Следует иметь в виду, что российское общество сейчас гораздо более дифференцированно, чем, положим, финское. ... В России существует множество социальных групп, классов и слоев, различающихся своими культурными нормами. Нынче большинство россиян вынуждено проявлять экономность и бережливость в отношении вещей и денег. Но структура расходов и при такой ситуации существенно отличается от европейских норм. На чем экономят, от чего отказываются, а что сохраняют как необходимую часть расходной части домашнего бюджета? Общей чертой здесь видится стремление сэкономить на еде, развлечениях, одежде. От покупки книг русская интеллигенция отказывается в последнюю очередь, долго пытаясь найти другую сферу для экономии. В благополучной Финляндии книги покупают редко и мало, предпочитают читать их и массовую периодику в библиотеках или кафе, где они доступны бесплатно.
Русский характер обладает еще двумя важными особенностями, которые непременно отмечаются иностранцами: это гостеприимство и любовь делать подарки. Гостевание, даже согласно строгому “Домострою”, считалось почтённым занятием и единственно допустимым развлечением для солидных людей со времен средневековья. Гость в древности считался посланцем Господа Бога; сейчас в это верят немногие, но правилом хорошего тона остается обычай с радостью и почтением принять гостя. ...
Русская манера гостевания нередко кажется иностранцам утомительной, отнимающей много времени. Темы русских бесед, на вкус иностранцев, слишком интимны или чересчур остры, а принятая у нас открытость часто кажется чем-то вроде душевного стриптиза. Посему иностранцы могут чувствовать себя очень некомфортно в этих ситуациях (впрочем, некоторым из них именно это и импонирует в русских, но как раз потому, что такого рода манеры не приняты у них на родине, а потребности межличностного общения, которым отвечает подобный стиль, у человека наличествуют и не могут быть реализованы в кругу соотечественников).
Большинство представителей русской культуры любят делать подарки. Русский этикет требует, чтобы гость что-либо приносил с собой, идя в гости. Это может быть нечто небольшое и недорогое: цветы для женщин, что-то съедобное “к чаю” или алкоголь. Мы чувствуем себя неловко, если вынуждены идти в гости “с пустыми руками”. Правила нашего хорошего тона предполагают, что все съедобное и алкоголь, принесенные гостями, выставляются на стол для всех: это приглашение к совместной трапезе и реализация, часто бессознательная, принципа “что есть в печи - все на стол мечи”. И уж, конечно, совсем не принято, чтобы гости забирали с собой собственноручно принесенные недоеденные и недопитые торт или бутылку.
Финские хозяева, которых вы пришли навестить, чаще всего не ставят на стол принесенную вами бутылку коньяка: руководствуясь манерой мышления, свойственного культуре Нового времени (ей всего 300 лет), они демонстрируют свою готовность к приему гостей, не рассчитывая на их приношения. Несмотря на различие манер, в данном случае идея одна и та же: мы рады гостям и готовы к их визиту. При этом этика протестантской культуры допускает, что с разрешения хозяев вы заберете с собой принесенный вами, поставленный на стол, но не доеденный торт.
(Коль скоро нас сравнивают с финнами, напомню, что угро-финнские племена - один из существенных, национальных компонентов, сформировавших русскую нацию. Как средневековое вооружение русских воинов - остроконечный шлем, кольчуга, копье, меч с закругленным концом, дубовый щит до земли (у пеших) полностью повторяет снаряжение наших прапредков - иранских воинов, так русский национальный костюм - картуз, косоворотка, плисовые или в полоску штаны, сапоги гармошкой, сарафан и поддевка - являются - один к одному - и финским национальным костюмом. Полярные свойства менталитетов: бережливость - расточительность, замкнутость - открытость у народов, имеющих единых предков, во многом, возможно, связаны с “географическим” фактором - стесненной жизнью финнов и бескрайними русскими просторами, а также все время отмечаемые различия протестантского и православного образа жизни, - И.К.).
С протестантской точки зрения, мы дарим слишком часто и слишком дорогие подарки, к тому же у нас не принято обсуждать цену дара. Действительно, сами протестанты делают друг другу подарки гораздо реже, и они гораздо дешевле; принцип экономии средств доминирует настолько, что даритель с удовольствием рассказывает, как дешево ему удалось купить вам подарок, а одариваемый им соотечественник будет радоваться этому обстоятельству вместе с ним. Если же вы похвалите новое платье соседки, вам обязательно ответят, что купили его на распродаже дешевых вещей всего за сто марок. Русский же человек обычно склонен был не хвастаться дешевизной своего приобретения или даже приврать, завысив реально заплаченную сумму и приписав изделие известной и дорогой фирме. У протестантов деньги занимать не принято (впрочем, так же, как и “стрелять” сигареты или перехватить соли у соседей), это социально порицаемое поведение, поскольку свидетельствует о том, что вы человек нехозяйственный, не умеете рассчитывать свои средства и, значит, ненадежный. Для русских же это - широко распространенные формы взаимных услуг.
Ночевать у знакомых также не принято в протестантской среде: это выглядит как расточительное отношение к времени и средствам хозяев. В России издавна повелось при всяких поездках рассчитывать на возможность остановиться у знакомых, будь то вечеринка в своем городе или пребывание в иных городах. Вообще, с точки зрения лютеранина, например, следует по возможности обходиться своими силами: не просить и не давать советов (мы обожаем давать советы и охотно их принимаем); никак не отзываться о чьем-либо внешнем виде - иногда допустима краткая похвала, но абсолютно невозможно наше “эта блузка тебе совсем не к лицу”, не высказываться критически о чужом поведении - ворчание какой-нибудь питерской бабульки о слишком легкой, по ее мнению, зимней одежде финнов воспринимается ими как хамство, а вовсе не забота о ближних, как это выглядит для русских; избегать проявления любого рода превозношения над другими людьми - русская манера исходить из деления всех на воспитателей и воспитуемых, элиту и остальных абсолютно не приемлема для лютеранского этикета, хотя внешний демократизм не исключает реального существования элиты и “простых людей”. Приемлемая дистанция между людьми в протестантской культуре гораздо больше, чем привычная для нас. Это касается как дистанции психологической (личными проблемами делятся не с друзьями, а с врачами - психологами), так и физической: если комфортное расстояние между русскими собеседниками в среднем составляет 60 см, то у финнов - 120.
Существует множество русских пословиц и поговорок относительно денег, материального благополучия, богатства. Основной их смысл сводится к тому, что невозможно быть богатым и честным одновременно. ... Человек русской культуры всегда полагал, ... что источник получения денег принципиально важен и “от трудов праведных не наживешь палат каменных”. Иностранцам трудно понять русское отношение к деньгам, и их высказывания по этому предмету подчас вполне карикатурны. ... ”.6.26
Продолжая тему о русском менталитете, приведу выдержки из еще одной современной статьи.
“Менталитет, пожалуй, самое модное ныне понятие, означающее совокупность специфических привычек, особенностей этноса, целого народа или его отдельных социально-политических групп. В главном своем проявлении - это характерный национальный дух, существующий на уровне подсознания людей. Например, про всех нас можно сказать пушкинскими словами: “там русский дух... там Русью пахнет!”.
У каждого народа ярко выражена своя, присущая только ему специфика менталитета, особо заметная в экономической сфере деятельности. В этом смысле можно говорить и об экономическом менталитете того или иного народа. В частности, следует выделить ряд особенностей именно русского экономического менталитета. ...
Общинный и артельный труд - характерная черта русского уклада жизни. Поколения русских людей, живших в достаточно суровых природно-климатических условиях, научились их преодолевать с помощью различных форм простейшей кооперации (сельской общины и артели, затем рабочей артели).
Суровая окружающая среда приучила русских не только к общинному труду, но и к жизни в нужде, без излишков, как хроническому состоянию. Русские люди неприхотливы и привыкли довольствоваться малым. Поэтому в нашем народе стремление к материальному благополучию, достатку никогда не являлось преобладающим. На первом месте всегда оставалось достижение определенных духовных целей - веры и любви, грамотности, овладение каким-либо редким видом ремесла и прочее.
И далеко не случайно, что немало богатейших русских купцов и промышленников ХIХ столетия значительную долю свободного капитала стали вкладывать в развитие народного просвещения, в строительство и содержание городских театров, церквей, покупку картин лучших художников и так далее. Причем некоторые из них занимались подобным меценатством столь усердно, что иногда теряли контроль над собственными доходами и безнадежно разорялись, впрочем, успев посеять в душах и памяти людей то самое “разумное, доброе, вечное”, что одно только и имеет непреходящую ценность.
Это качество русских создало необъятный многовековой запас моральной прочности и терпения, на котором во все времена держалось и держится до сих пор нескончаемое бездарное реформаторство в России.
Удивительна также наша излишняя доверчивость ко всему западному, зарубежному и наивная, подчас рабская убежденность (помните: Slav - славянин, и slave - раб, - И.К.), что все там, в дальних странах, лучше нашего, русского. Отсюда неустанное стремление многих поколений перенести “бесценный заграничный опыт” на русскую почву.
Весьма показательно наше неумение или, вернее, нежелание работать в таких сферах, связанных с кропотливым однообразным трудом, как финансово-банковская деятельность, торговля. В то же время преобладает стремление к творчеству, полету мысли, крупным масштабным проектам и техническим изобретениям (абсолютно верно, тут уж я сужу по себе, - И.К.). От творческого состояния “задумчивой лени” совсем близко до “обломовщины”, этой болезни доброй половины старой, помещичьей Руси, в конце концов и погубившей ее. ... На самом деле ... (деятельных людей) ... всегда было с избытком - хватало не только родному отечеству, но и другим, как сопредельным, так и заокеанским державам. Русское государство почти всегда отличалось безумной расточительностью по отношению к талантам русского происхождения, губило и разбрасывало их по сторонам без видимой жалости. ...
В обществе преобладает небрежное отношение к собственным идеям и достижениям, медлительность и нерасторопность в использовании отечественных разработок, увлечение крайностями. Так, за три последних столетия Россия дала миру целую плеяду выдающихся экономистов от Ивана Посошкова до Василия Леонтьева. Но пользы стране это практически не принесло - их идеи на родине, как правило, оказывались невостребованными и в лучшем случае, находили применение в западных странах. Например, в то же самое время, пока Леонтьев терпеливо занимался в США своими разработками по межотраслевым балансам, на его родине покончили с “рыночной стихией” и перешли к всеобщему планированию. ...
Таким образом, пушкинское выражение “задумчивая лень” удачно подчеркивает, пожалуй, главную особенность русского национального характера. ... Нельзя сказать, плохо это или хорошо, мы просто такие, какие есть, и в обычное мирное, спокойное время не привыкли быть другими. Стремление к правде, неторопливое осмысление и сопереживание, касается ли это мировых событий или каких-то мелких, незначительных фактов, очень симпатичная черта нашего народа. ...
публткация из книги "Мир без границ" 2004 года
Адрес сайта NTC-VZLYOT. ru
продолжение следует