Каждый человек потребитель и от навыков рационального потребления зависит его финансовое будущее. Мир с каждым днём обрастает новыми товарами и услугами, которые активно продвигают маркетологи компаний производителей. Компании важно продавать и улучшать свои финансовые показатели, думать нужен товар конкретному человеку или нет задача потребителя. Каждая желанная вещь, которая в будущем не используются в жизненных процессах - потраченные деньги в ущерб финансовому будущему. От того как человек умеет контролировать свои желания зависит финансовое здоровье не только его, но и всей семьи.
В этой статье рассмотрим этапы от желания до покупки, подумаем, как улучшить навыки потребления и выделим ошибки, которые совершает 99% потребителей.
Рациональное потребление
Что можно назвать рациональным потреблением в рамкам покупки товара или услуги? Логично предположить, что, если товар используется в жизненных задачах, а не лежит годами на полке, значит он куплен не зря. Большинство товаров используют минимум один раз и сказать, что это однозначно рациональные траты язык не поднимется.
Рациональное потребление - покупка товара руководствуется тем, что с его помощью улучшится выполнение жизненного процесса.
Хотите готовить, соблюдая калорийность и вам нужны кухонные весы, вы их купили - улучшили жизненный процесс, покупка оправдана.
Хотите сэкономить время на уборку места проживания и купили робот пылесос, который будет экономить вам десятки часов в год - улучшили жизненный процесс.
Антиподом рационального потребления можно назвать покупку товаров, которые не улучшают выполнение жизненного процесса или улучшат с высокими затратами относительно аналога.
В рамках примера для большинства можно назвать автомобиль. Использование аналогов будет обходиться дешевле и рациональней.
Покупка очередной вещи, которая будет надета несколько раз и займет место в дальнем шкафе гардероба
Рациональный потребитель - тот, у кого используются все купленные вещи максимально активно. Нет таких потребителей, но многие уверены, что они потребляют рационально и не совершают импульсивных эмоциональных покупок.
Пройдитесь по своему жилому помещению, посмотрите все свои вещи и подумайте есть ли среди них те, которыми не пользовались в течение года? Если есть, то вас нельзя назвать идеальным рациональным потребителем. Большинство людей имеют много вещей, которыми не пользовались год и более.
Можно подумать об исключениях, когда вещь требуется реже раза в год или после форс-мажора. Купленные вещи про запас по низким ценам, которые будут использоваться позже можно назвать исключением. Например, купленные 10 футболок по цене ниже в 2 раза обычной, которые постепенно используются - нужные вещи.
Хотите добавить в свое потребление новые товары без которых обходились раньше? Если не пользовались ими раньше, значит могли прожить без них. В каждом конкретном случае стоит обдумывать добавление в потребление новых товаров.
Очередной новый телефон взамен старому, новые сапоги или другая вещь, купленная в рамках обновления, которая не улучшит жизненный процесс в большинстве случаев нерациональная трата денег.
Идеальный рациональный потребитель - все купленные товары используются и при этом куплены по правилу "необходимость функционала для жизненного процесса = функционал купленного устройства".
Такой тип потребителей может встретиться только в текстовом, аудио или видео формате. Он должен покупать только то, что используется в жизненных процессах и улучшает их, при этом покупка должна соблюдать максимальную рациональность цены и необходимого функционала.
Пример идеального рационального потребителя:
Вам телефон нужен для звонков и мессенджеров, вы покупаете смартфон за 8 000 ₽, который выполняет данные требования. Так со всеми вещами, которые необходимы для жизненных процессов.
Как происходит мой процесс от желания до покупки
- Выполнение жизненного процесса
- Обдумывание, как его улучшить
- Подбор необходимого товара
- Обдумывание покупки необходимого товара
- Покупка необходимого товара
Если товар не используется значит он не нужен и не участвует в выполнении жизненных процессов. Если товар не используется минимум раз в год, значит в 99% случаях он не нужный.
Можно выделять два самых затратных по времени жизненных процесса: работа и сон, которые в первую очередь нужно улучшать и доводить до идеала. Важно думать о своем здоровье и самочувствии, в эту сферу входит множество жизненных процессов от сна до гигиены, каждый процесс стоит рассматривать отдельно и думать, как его улучшать.
Важен сам процесс и его улучшение, а не покупка идеально рационального товара с экономией денег.
Некоторые впадают в крайности и тратят много времени, чтобы найти идеальный и максимально дешевый товар.
Можно понимать, что новая подушка улучшит качество сна и при этом подбирать идеальный вариант тратя деньги на несколько экземпляров. Главное соблюсти конечную цель - улучшить жизненный процесс, желательно довести до идеала, при этом соблюдать финансовый менеджмент. Не покупать подушку за 50% годового дохода, а жить по средствам.
Не стоит спешить с покупкой товара, даже если в моменте покупка выглядит выгодной и рациональной, стоит переспать с мыслью о покупке и возможно уже на утро данная покупка покажется не нужной. В итоге произойдет экономия денег и качество жизни окажется на том же уровне.
Если вы обдумали покупку и после этого считаете её рациональной, она соответствует вашему бюджету и улучшит ваш жизненный процесс, то ее стоит покупать.
Мой пример рациональности потребления
Печатаю статью с ноутбука, купленного в 2017 году за 1000$, при этом не раз посещали мысли что его пора менять так как прошло уже более пяти лет и в бюджет заложена амортизации на 5 лет. У меня есть необходимые средства, они не ударят по бюджету и на первый взгляд покупка выглядит оправданной и рациональной.
Ноутбук использовал довольно редко и в последнее время используется, когда хочется поработать, но лень за стационарным ПК. Он подходит для выполнения моих процессов: работа и написание материалов. Меня устраивает качество, он не глючит, железа хватает и не испытываю дискомфорт. При этом единственный минус - слабая батарея, он не критичный так как используется около розетки. В итоге если переспать с мыслью купить новый ноутбук, то приходит понимание, что новый не улучшит жизненны процессы. Да, там может быть лучше качество экрана (не факт), лучше железо, более автономная работа, но это не улучшит выполнение моих процессов, покупка будет эмоциональной. В итоге будет потрачено 1000$ на то, что не улучшит жизненный процесс, при этом покупка пойдет в ущерб инвестиций или других товаров.
Потребление дорогих вещей с ненужным набором функций
Возить длинные доски в лимузине вместо покупки или аренды необходимого автомобиля
Многие, покупая определенную вещь или услугу не руководствуются здравым смыслом покупки с минимальными затратами и приемлемого качества, улучшающие жизненный процесс. Вам нужен телефон для мессенджеров, но покупаете последний Iphone дороже 1000 $ и это более 10% вашего годового заработка? Первый признак того, что любите возить доски на лимузине. Например, мои родители не заметят разницы между телефоном за 10 -15 000 и 100 000 ₽, так зачем переплачивать если не видишь разницу?
Проблема в том, что все исходит не из определения потребностей, а товар подбирается сугубо эмоциональным фоном. Задеть эмоциональный фон - основная задача маркетологов и Вы уже бежите покупать серебряные чудо тарелки и столовые приборы, которые улучшат ваш прием пищи. Вам не до того, что они стоят в несколько раз дороже обычной качественной посуды.
Многие покупают машины за несколько миллионов ₽, чтобы ездить на работу пять раз в неделю по 10 минут и 1 раз в неделю на дачу в дачный сезон. Машина в два раза дешевле могла бы выполнять данные процессы не хуже, при этом не было бы обязательств перед кредиторами на авто. Сейчас даже в провинции дворы забиты машинами, приличное количество взяты в кредит, их покупка менее выгодней обращения за услугами при необходимости.
Говорите комфорт? Посчитайте ваши годовые денежные и временные затраты, посмотрите сколько раз авто использовалось. У многих использование такси и перевозок будет выгодней и менее проблемным.
Осознание своего бюджета заработка и капитала
Не говорю, что не надо покупать дорогие телефоны. Зависит от многих факторов и главные: бюджет и доходы. Как показывает практика, большая выборка людей тратят на телефон более 15% годового заработка.
Не говорю, что надо покупать самое дешевое и не обращать внимание на качество. Надо определять свои потребности и задачи для конкретного товара. Только потом подбирать товар.
Проблема большинства потребителей в том, что они не осознают свое текущее финансовое положение, у многих нет понимания своего бюджета и капитала. Сейчас доступны кредиты и накладывая это на эмоции вчерашний студент может купить статусную вещь за пятизначную сумму с обязательствами на несколько лет. При этом на данном этапе жизни более рациональней будут покупки улучшающие повседневные жизненные процессы от приготовления еды до сна.
Необходимо понимать приоритет покупок. С доходами в несколько миллионов рублей в год можно покупать новый телефон за 100 000 ₽ каждый год, а вот вчерашний студент из провинции на такую покупку потратит более 20% бюджета или влезет в обязательства на несколько лет.
Глупо жертвовать качество выполнения десятка важных жизненных процессов ради импульсивной покупки статусной вещи на эмоциях, которая незначительно улучшит второстепенный процесс
Выглядит довольно странно, когда мне говорят про мое "мажорное кресло" для работы с намёком, что не могут себе позволить такое же, при этом имеют авто за несколько миллионов или телефон дороже 100 000 ₽.
Ошибки 99% потребителей
- Жизнь не по средствам
- Эмоциональные покупки
- Жертва качеством важных процессов в угоду второстепенным
- Недальновидность потребления
Жизнь не по средствам
Кредиты, рассрочки и различные виды обязательств позволили многим покупать товары и услуги с выплатами потом. На подсознательном уровне многие думают свойством "здесь и сейчас" и получается, что на эмоциях можно получить "здесь и сейчас" при этом потратив минимальное количество усилий и денег. Учитывая психологию и эмоциональный фон увеличиваются продажи, которые ухудшают финансовое положение большинства людей, при этом не улучшают в общем выполнение всех жизненных процессов.
Эмоциональные покупки
Увидел - понравилось - купил, через пару дней подумал, а зачем мне это нужно. Маркетологи различными способами стараются задеть эмоции и сыграть на них, в разные промежутки времени используют разные технологии, но принцип остается прежним. Эмоциональные покупки совершают все и в большинстве случаев эти покупки можно с натяжкой назвать рациональными.
Жертва качеством важных процессов в угоду второстепенным
Автомобиль в кредит на долгий срок или дорогой телефон в рассрочку при этом экономия на всём что используется ежедневно и влияет на самочувствие/здоровье? Если у вас такая ситуация, то вы жертвуете качеством важных процессов в угоду эмоционально статусным покупкам.
Качественная еда, удобная и качественная одежда, хорошего качества товары гигиены, максимально комфортное место для сна и проживания - это те товары, которые используются часто и максимально улучшают здоровье и самочувствия. Как правило они стоят намного дешевле купленных статусных вещей в большинстве случаев.
Недальновидность потребления
Покупка дешевого и некачественного на один сезон и игнорирование качественного на долгий срок. Покупка дешевого и вредного товара вместо более дорогого и качественного. Многие смотрят не на показатель цена-качество, а на стоимость. Трудно назвать обувь за 10$ качественной и долговечной и купленные в течение промежутка времени 10 пар могут износиться раньше, чем одна за 100$, при этом обувь за 100$ будет меньше "портить ноги".
Покупка дешевой еды и побольше, дешевых средств гигиены, мебели и других товаров частого использования в итоге окажутся дороже, чем покупка по формуле "цена-качество".
Как улучшить навыки потребления
- Жить по средствам
- Убрать эмоциональный фон при покупке
- Приоритет на товары, которые используются максимально часто
- Дальновидность потребления
Антиподы нерационального потребления и ошибок путь к улучшению навыков потребления. Нужно жить по средствам и делать приоритет на товары, используемые в важных жизненных процессах. Убрать эмоциональный фон при покупке и продумывать потребление на шаг вперед.
Рациональное потребление с минимальными затратами времени
Чем меньше стоимость покупки, тем менее выгодней тратить время и думать о её целесообразности. Обдумывать в случае не со срочной покупкой надо минимум день.
Ошибка многих в том, что они обдумывают большинство покупок долгий срок или наоборот принимают решение моментально и на эмоциях.
Не стоит забывать, что время очень важный ресурс и иногда обдумывание рациональности покупки может быть менее выгодней, чем моментальная покупка товара от бренда, который вас устраивает.
Стоит стремиться "забетонировать" выбор товаров под выполнение определенного процесса и в дальнейшем придерживаться их покупки, периодически пересматривая аналоги, возможно там появиться более лучший вариант.
Стив Джобс одевался одинаково, при этом он максимально автоматизировал свой жизненный процесс и тратил на него минимальное количество времени, при этом ощущал максимальный комфорт. Надо стремиться максимальное количество жизненный процессов улучшить до такого состояния, когда у вас тратиться минимальное количество времени, покупаются проверенные и подходящие товары с рациональным потреблением. Если придерживаться этой теории, то можно освободить много времени и освобождаются мысли от различных вопросов, на которые иногда проходиться тратить много сил, чтобы найти ответ.
Мысли под итог
Мы выполняем сотни жизненных процессов, для которых используем сотни товаров и услуг, от того насколько Вы рациональный потребитель зависит ваше финансовое состояние и будущее. Чем более расхлябано вы относитесь к потреблению и его анализу, тех хуже ваше "финансовое здоровье".
Многие удивляются, как Я могу жить на оговоренный мною бюджет, при этом они на этот же бюджет могут позволить себе меньше. Соблюдаю свои правила и стараюсь покупать только необходимые вещи для жизненных процессов. Придерживаясь правила: "только необходимые функции и приемлемое качество".
Я не буду собирать себе компьютер для работы за сотни тысяч рублей, которые равны половины средней годовой зарплаты в РФ. Я не буду на эмоциях покупать товары, которые не улучшают жизненный процесс, а только уменьшают капитал. Я не буду покупать товары ради показа статуса и по правилу "сосед Ваня купил, почему Я себе позволить не могу?". Если вещь дорогая, то обдумывание целесообразности покупки может сэкономить бюджет и при этом выбор более рациональной вещи позволит купить необходимый для жизненного процесса товар с минимальными затратами.
Нужно уметь находить грань, между рациональностью, стоимостью и необходимостью. Чем лучше будет развито это качество, тем больше у вас будет оставаться свободных денег. Не скупитесь на необходимые вещи и не экономьте на качестве.