Начинается новый учебный год и родители вновь ищут репетиторов: в августе в соответствующей категории на Shikari.do собрано больше 26000 объявлений. Если вы репетитор — подписывайтесь, чтобы не пропустить своих клиентов.
А мы сегодня рассказываем, кого выбрать — личного преподавателя, онлайн-школу или учебный центр. Вот истории Игоря и Анастасии — возможно, их опыт поможет вам определиться.
Частные репетиторы
Тремя кейсами поделилась с нами мама выпускника. Игорю 18 лет, в этом году он закончил школу. Активно готовился к поступлению весь 11 класс, но впервые попробовал заниматься с частным репетитором еще два года назад:
1. Математика (репетитора нашли по знакомству, занимались очно)
➔ Запрос: в начальных классах математика давалась Игорю легко, но позже начали копиться проблемы. Репетитора наняли, чтобы гарантированно сдать ОГЭ.
Частные уроки продолжались весь 9-й класс — потребовалось заполнять системные пробелы в знаниях. Репетитор отчитывалась о проведенных занятиях постфактум, а мама переводила деньги отдельно за каждое.
➔ Итог: Игорь успешно справился с ОГЭ, а в 10 классе заметил, что математика стала даваться ему намного проще. В 11 классе он сдал базовый ЕГЭ на 27 баллов из 30.
2. Английский (познакомились с репетитором в языковой школе, вскоре перешли на частный формат, занимались онлайн)
➔ Запрос: английский не вызывал затруднений, поэтому в 11 классе Игорь решил сделать его профильным предметом, чтобы после ЕГЭ поступить на бюджет по гуманитарной специальности.
Пару месяцев Игорь занимался в языковой школе. Когда репетитор ушел во фриланс, то забрал нескольких учеников с собой, в том числе Игоря. Думаете, так получилось сэкономить? На самом деле, наоборот, услуги репетитора подорожали. Зато стали на 50% дольше: в школе занятие длилось 40 минут, а теперь — час. Вскоре возникли сложности с отчетностью: репетитор просил оплату за месяц вперед, часто переносил или отменял занятия, не присылал сообщения, что урок состоялся. В итоге количество оплаченных занятий то и дело не сходилось. Эта путаница нервировала родителей Игоря, но они решили, что до конца учебного года все-таки надо доходить.
➔ Итог: после ЕГЭ Игорю все же не хватило 10 баллов до бюджетного места.
3. Литература (по рекомендациям в соцсетях, занимались онлайн)
➔ Запрос: подтянуть предмет в 11 классе для сдачи ЕГЭ.
Эти занятия стали для Игоря самыми приятными. Преподавательница сумела найти с ним общий язык, доносила информацию легко, понятно и с юмором, не нагружала лишним и делала акцент на осмыслении прочитанного, а не количестве «проглоченных» книг.
➔ Итог: в 10 классе сочинения по литературе Игорь писал обычно на 3, но за ЕГЭ (в пересчете баллов на стандартную оценку) получил уже 4. А еще ему понравилось читать!
Школы
Сразу оговоримся: хотя дополнительные занятия по разным предметам бывают и в муниципальных школах, их мы выносим за скобки. Обычно они мало отличаются от стандартных уроков: преподают те же учителя по тем же учебникам.
Серьезнее к вопросу — по крайней мере, на словах — подходят частные школы.
О своем опыте мы попросили рассказать Анастасию. Несколько лет назад она брала дополнительные занятия в одной из подготовительных школ.
➔ Запрос: в 11 классе Анастасии понадобилось подтянуть гуманитарные специальности перед ЕГЭ. В ее основной школе обществознанию и литературе не уделяли достаточного внимания, поскольку большинство ребят в классе выбрали другие профильные предметы.
Учительница порекомендовала подготовительную школу, на тот момент одну из самых перспективных в городе. Раз в неделю Анастасия ездила на уроки литературы и еще раз будним вечером — на обществознание.
➔ Итог: «Преподаватель по обществознанию мне понравилась, — делится Анастасия. — Она сама участвовала в проверке ЕГЭ и потому могла дать полезные практические советы: как лучше структурировать эссе, как удачнее формулировать мысли. Все это пригодилось — курс естествознания я прошла до конца, и итоговый балл по предмету у меня был в 1,5 раза выше первого тестового. Правда, оставались сложности: в группе было 15 человек, тем, кто схватывал быстрее, приходилось ждать остальных. Различался и настрой учеников: одни занимались серьезно, другие явно скучали и могли отвлекать остальных.
А вот курс по литературе я забросила после третьего или четвертого занятия. Считается, что групповые занятия более безопасны: все происходит на виду, у преподавателя нет возможности злоупотреблять положением. В моем же случае лектор позволял себе появляться с незастегнутой ширинкой и отпускать двусмысленные шутки о сценах произведений, которые мы разбирали.
Аудитория была преимущественно женская, мы сообщили родителям, родители — администрации, однако никаких выводов сделано не было. Я перешла к частному репетитору. Услуги стоили дороже, но я не жалею: литературу сдала на 80+ баллов».
Кого же выбрать?
Конечно, опыт Игоря и Анастасии нельзя распространить на всех школьников. Однако в их кейсах просматриваются общие моменты.
Среди плюсов индивидуального репетиторства — индивидуальный подход, упор на практику и гибкий график. Минусы: услуги стоят недешево. Также родителям потребуется в том или ином виде контролировать ход занятий. Если вы остановились именно на этом варианте, советуем на первой встрече договориться об удобном вам формате отчетности.
Занятия в частных школах, напротив, более доступны по цене, однако заниматься придется в компании — хорошо, если все в ней будут мотивированы. А еще, даже если школа заявляет о высоких стандартах преподавания, нет гарантий того, что вашей группе попадется внимательный и этичный преподаватель.