Именно это качество и было не по душе сценаристу фильма "Доживём до понедельника. А ещё " импозантное страдание" учителя в исполнении Вячеслава Тихонова. Ему казалось, что "всамделишные" учителя другие. Попроще.
И с этим начинающим 28-летним сценаристом трудно не согласиться. Георгий в школе работал и знал её изнутри. В отличие от режиссёра и его команды. Но Станислав Ростоцкий понимал: участие в "Доживём до понедельника" Тихонова, сыгравшего перед этим князя Андрея Болконского, повысит "выживаемость" ленты в коридорах Госкино СССР. Ведь фильм на самом деле не о школьниках, а о проблемах взрослых. Руководитель Госкино СССР Алексей Романов так и заявил режиссёру:
"Вы сняли грандиозное кино, но выпустить его на экраны невозможно. Это как нож под ребро".
Алексей Романов как крупный государственный чиновник отличался довольно своеобразным с современной точки зрения мышлением. Так возглавляемое им ведомство выпустило негласное распоряжение не снимать актёров со "спорной внешностью", типа Инны Чуриковой, Ролана Быкова, Лии Ахеджаковой. Ведь советский человек должен быть непременно красив не только внутренне, но и внешне. Налицо дискриминация актёров по признаку внешности. Но таковы тогда были времена и нравы.
Так что появление в фильме красавца Вячеслава Тихонова оправдано. К тому же режиссёр и актёр дружили. Их объединяла и любовь к рыбалке.
Пересматривая фильм " Доживём до понедельника" спустя 50 лет, понимаешь: да, такие мужчины были большой редкостью в советском школьном образовании. Но Вячеслав Тихонов со своим аристократизмом, безусловно, добавил обаяния фильму. Да и популярности. И это притом, что ведёт он себя не по-мужски, доведя до нервного срыва учительницу начальных классов Таисию Николаевну. И за что? Та вместо слова "класть" употребляет "ложить".
Режиссёр настолько доверял художественному вкусу своего друга Славы Тихонова, что пригласил его на отбор претенденток на роль учительницы английского Натальи Сергеевны. Не исключено, что Тихонов и обратил внимание Ростоцкого на Ирину Печерникову.
Примечательно, что хотя школа и ученики за эти годы сильно поменялись, главная проблема осталась. Герой Тихонова убеждает коллег: главная задача педагога - воспитывать ЧЕЛОВЕКА.
Проблема снова на повестке дня. И стоит остро.
Станислав Ростоцкий охотно снимал друзей, но категорически противился участию в своих фильмах супруги Нины Меньшиковой. А ведь она была замечательная актриса!
Ей удалось уговорить мужа лишь единожды. И это была роль учительницы русского языка Светланы Михайловны.
Вот как рассказывает об этом в своём дневнике сам мэтр:
" Посмотрел все пробы. Нинка сыграла потрясающе. Но самое главное, что с ней заиграл и Тихонов, валявший прежде дурака..."
На мой взгляд, Нина Евгеньевна создала образ правдивый и... вечный. Такие педагоги как Мельников -Тихонов - эстетизированные, аристократичные, благополучные- будем честны, в обычной школе -экзотика. ( Об элитных и частных - речь не идёт). А Светлана Михайловна - натура, отнюдь не уходящая. Лично я встречала этот типаж и когда сама училась, и когда учила, и когда учились дети. Менялись лишь причёска и костюм.
Сама Нина Евгеньевна вспоминала об этой роли так:
" За мной закрепилось амплуа "хорошая, но несчастная". А тут сильный характер, своя правда, свой взгляд на жизнь".
Хотя эта роль принесла Нине Евгеньевне Государственную премию, больше муж её не снимал.
А ещё в этом фильме звучит прекрасная песня. И она написана на стихи всё того же выпускника Высших сценарных курсов, в своё время забросавшего Ростоцкого письмами с просьбами убрать Тихонова из фильма.
Проникновенные стихи Георгия Полонского были положены на музыку композитором Константином Молчановым, отцом когда-то популярного телеведущего Владимира Молчанова и отчимом теннисистки и спортивного комментатора Анны Дмитриевой.
Песня из этого фильма относится к шедеврам советской песенной культуры: в ней всё гармонично- и стихи, и мелодия.
С новым учебным годом, друзья!
С Днём знаний!