4 августа этого года президент РФ подписал принятые законодателями изменения в закон "Об образовании в Российской Федерации". Некоторые комментаторы в восторге пока не совсем понятно от чего. Вступает в силу закон с 1 сентября 2023 года, то есть, вот уже, кроме переименования предмета ОБЖ в Основы безопасности и защиты Родины. А что, собственно говоря, изменилось?
Изменения в действующий довольно обширный нормативно-правовой акт, принятый ещё в 2012 году, внесены федеральным законом от 04.08.2023 № 479-ФЗ. Если по пунктам, то самое первое — это изменение определения термина воспитание. В новой версии довольно пространное определение дополнилось словами
... формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам.
Что это меняет? Даёт юридическое основание включать в воспитательные программы соответствующие мероприятия. У прокуратуры будет куда меньше законных поводов отрабатывать жалобы родителей, которые почему-то уверены, что все вокруг их чаду чего-то должны. Всё-таки изменение одного из базовых определений хорошо тем, что есть надежда, что его прочитают и правильно поймут как раз в административно-учительской среде.
2) воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Так теперь выглядит полный текст определения термина воспитание.
К компетенциям образовательных организаций, а это по большей части общеобразовательные школы, теперь относится и следующее:
содействие добровольческой (волонтерской) деятельности обучающихся, их участию в общественно полезном труде.
Через общественные организации и местное самоуправление и раньше в некоторых местах работали программы по трудоустройству подростков. Но это было делом инициативы, а не повсеместной обязанности. И попадали в орбиту этих программ почти исключительно государственные школы. А теперь эта практика имеет куда больше шансов к распространению.
До сегодняшнего дня часть 4 в статье 34 о правах обучающихся звучала вот так категорично и явно не в пользу трудового воспитания.
Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Теперь та же часть 4 статьи 34 об основных правах обучающихся
Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, осуществляется в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Собственно говоря, новая редакция отнюдь не отменяет необходимости согласия обучающихся и (или) их родителей. Но это изменение предусматривает использование специальных регламентов и процедур трудового права, что должно успокоить слишком мнительных родителей с одной стороны, придать большей увереннос:ти административно-педагогическому сообществу.
с учетом возрастных и психофизических особенностей участвовать в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой и направленном на формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда.
А это уже отсылка к новому пункту статьи 43 об обязанностях обучающихся. Это основные положения нововведений в сфере воспитания, но не единственные в законе 479-ФЗ. Увеличено количество степеней медали за отличное освоение школьного курса. Ну, и в некоторых моментах усилен роль воспитания в образовательном процессе.
Честно говоря, полезные нововведения в плане трудового воспитания имеются и должны сыграть свою роль. Но и слишком много ждать от этих нововведений, а уж тем более впадать в эйфорию совершенно не стоит.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.