Найти в Дзене

Кому по платным дорогам возить хорошо?

Оглавление

В России больше 2 тыс. километров платных дорог с хорошим асфальтом и освещением, без светофоров и населенных пунктов. Но не все готовы за эти преимущества платить. Стоит ли тратиться на платную трассу, и так ли она выручает перевозчиков?

Дороги в России — уже избитая тема для анекдотов. Некачественный асфальт, ямы и выбоины и, как следствие, повышенная аварийность. Транспортным налогом все магистрали не перекрыть, поэтому привлечь дополнительные средства решили с помощью платных дорог.

«Зайцы» на платных трассах

На платных участках дороги по старинке взимается плата за проезд на постах со шлагбаумами. Для этого установлены барьерные системы, а транспортные потоки разделены на полосы в зависимости от вида оплаты: наличными, картой или по транспондеру. Водители оплачивают проезд:

  • заранее, перед въездом на платный участок;
  • по талону при выезде с платной трассы;
  • автоматически, через транспондер.

Чтобы сэкономить на установке барьерных систем, внедряют безбарьерные системы, которые идентифицируют проезжающий автомобиль по регистрационному номеру. За владельцем машины закрепляют долг по оплате, который нужно погасить в течение 5 дней. Подробности можно узнать на сайте или в мобильном приложении оператора трассы.

Безбарьерная система «свободный поток» имеет преимущества:

  • инфраструктура стоит дешевле, а размещать ее проще;
  • водители не останавливаются и не задерживаются в пути;
  • пропускная способность магистрали растет.

Самый очевидный недостаток безбарьерной системы — собрать 100% оплаты за проезд платного участка невозможно. Одни водители осознанно нарушают условия использования дороги, другие — могут просто не знать, что проезжают платный участок.

Нововведения в системе штрафов за неоплату проезда

Государство борется с нарушителями и совершенствует систему взимания штрафов. Сейчас водитель большегруза, который не оплатил проезд по платному участку федеральной дороги, получает административный штраф в размере 5000 рублей. Административный штраф назначается один раз в сутки.

По новым правилам будет действовать 50% скидка на оплату штрафа в течение 20 дней. Новые изменения вступят в силу с 1 сентября 2024 года и будут касаться не только федеральных платных дорог, но и аналогичных участков в региональной, муниципальной и частной собственности.

Перевозчики и платные дороги

На платных трассах не экономят крупные компании с большим автопарком. Их грузовики ежедневно выходят в рейс. Для таких перевозчиков играет важную роль скорость доставки и сохранность груза. Индивидуальные предприниматели и небольшие компании чаще экономят, выстраивая логистические маршруты в обход.

Перевозчики выбирают платные трассы по нескольким причинам:

  • хорошее качество дорожного покрытия;
  • развитая придорожная инфраструктура;
  • низкая загруженность;
  • экономия времени;
  • снижение сроков доставки грузов;
  • уменьшение расходов на топливо и амортизацию.

Расходы на проезд по платным участкам обычно включают в конечную стоимость доставки груза. Из-за этого стоимость рейса может увеличиться до 10%. Перевозчик предпочитает экономить на топливе и амортизации, чем на проезде. Этот фактор действует в обратном направлении, немного снижая себестоимость доставки.

Можно ли сэкономить на оплате проезда?

Постоянные скидки на проезд платных участков, по крайней мере, у Автодора, пропали. Зато появилась программа лояльности, которая помогает копить баллы при регулярных поездках по одним и тем же маршрутам. Эти баллы можно обменять на скидку (до 15%) за проезд.

Перевозчики не ждут привилегий от оператора трассы и оснащают свои грузовики транспондерами.

У этих устройств 2 плюса:

  1. проезд через пункт контроля без очереди;
  2. скидки и акции по программе лояльности.

Чтобы максимально сэкономить на доставке, владельцы автопарков покупают транспондеры разных операторов платных трасс. Особенно актуально это на маршрутах между двумя столицами. Оценить преимущества работы транспондера можно, арендовав устройство.

Также сэкономить помогают абонементы и дополнительные опции от операторов. Подключив такую опцию к транспондеру, можно получить скидку на оплату проезда до 100%. Но этот вариант подходит постоянным пользователям платных трасс 1 и 2 категории.

Таким образом, законные способы сэкономить на оплате дорог — покупка транспондера, участие в программах лояльности и акциях, использование бонусов, а также предварительный расчет стоимости проезда через онлайн-калькулятор.

Перспективы для перевозчиков

Основной плюс платных трасс — высокоскоростное движение: водители не тормозят перед «пешеходниками» и не сбавляют скорость на сужениях дороги. Например, проект «Свободный поток» реализуется для того, чтобы полностью избавиться от очередей на постах с оплатой проезда.

-2

При всей развитости инфраструктуры, на некоторых платных участках, например, на М11, не так много стоянок и заправок для водителей большегрузов. К тому же местами пропадает мобильная связь. Пользователей отталкивают высокие тарифы, непроработанность и неудобство в организации системы взимания платы.

Небольшие компании все еще отправляют свои машины по бесплатным магистралям. Экономия времени в 1,5-2 часа и бензина на 10-12 л не так уже впечатляют, чтобы разово платить оператору трассы 2000, 5000 или 9000 рублей. Но даже эти перевозчики могут переключаться на платные участки в летний сезон, чтобы избежать заторов, дорожных работ и обилия отпускников на бесплатных трассах.

Экономию на доставке грузов каждая компания рассчитывает индивидуально. Амортизация на скоростной трассе, конечно, ниже, а топлива тратится меньше, чем в пробках на бесплатных участках. Есть смысл отправляться по платному маршруту, если:

  • в машине есть транспондер;
  • груз нужно доставить в короткий срок;
  • получатель оплачивает транспортные расходы.

Система «Свободный поток» только появляется на российских платных трассах, а каков будет опыт ее эксплуатации — покажет практика. Например, система «Платон» со своим электронным способом взимания средств вызвала резко негативную реакцию. Перевозчиков не устраивал сам факт введения платы за пользование дорожной сетью и размеры оплаты.

Безбарьерная система может иметь специфические проблемы:

  • технические сбои и поломки;
  • ошибки при распознавании госномеров;
  • выставление ошибочных штрафов.

Особенное внимание оператору платных трасс придется уделить распознаванию регистрационных знаков при движении машин на высокой скорости в плотном потоке и при любых погодных условиях.

В любом случае за безбарьерной системой будущее. Представитель госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко
утверждает, что компания будет постепенно отказываться от традиционных шлагбаумов в пользу новой системы. Правда, когда это произойдет, пока неизвестно.