Лето — зелёная беспечная пора — скоро уступит место величавой золотой осени. Поздравляем всех учащихся и студентов с началом нового учебного года! Пусть он будет для вас интересным, запоминающимся и ценным. А как сделать, чтобы он стал приятным и нетравмирующим? Об этом Российскому обществу «Знание» рассказала кандидат психологических наук, практикующий психолог Жанна Максименко.
Почему возникает учебный стресс?
У многих детей, а также их родителей начало учебного года ассоциируется не только с праздником, цветами и школьной формой, но и со стрессом. Все люди разные, и причины могут сильно различаться, однако наиболее общие из них вполне можно перечислить.
• Смена режима дня. Любители поспать подольше традиционно недолюбливают поход на учёбу — вставать требуется заметно раньше комфортного времени.
• Дополнительные обязанности и ответственность, которые приходится брать на себя детям и взрослым, тоже не вызывают восторга.
• Боязнь получить двойку или, что ещё неприятнее, нарваться на неадекватную реакцию на это своих близких.
• Плохие отношения в классе или группе. Не все люди социализируются одинаково хорошо, а многим детям свойственно подтрунивать над своими сверстниками.
• Непонимание между детьми и родителями тоже выступает значительным травмирующим фактором. Первые не всегда хотят учиться, вторые иногда требуют больше, чем следовало бы.
Все эти проблемы не являются фатальными, более того, через них в какой-то степени проходят все люди в процессе взросления. Однако это не значит, что мы должны их игнорировать и перестать пытаться с ними справиться.
Нельзя знать всё на свете
Порой у учащихся может складываться впечатление, что ничего не получается, ничего не понятно, всё валится из рук. Ребёнок может сделать выводы о том, что он необучаемый. В такие периоды крайне важно оказать детям поддержку, объяснить, что показывать отличные знания по всем предметам получается не у всех. Разницу между гуманитариями и технарями никто не отменял. И иногда, особенно в старшей школе, ребёнку бывает полезно сконцентрироваться на чём-то одном, разумеется, не игнорируя другое.
Успехи в учёбе помогают получить внутреннее удовлетворение и благоприятно воздействуют на психическое здоровье.
Зачем ходить в школу?
Это довольно простой вопрос, на который на удивление не у всех есть ответ. А ведь цель обучения — это фундаментальная основа для мотивации. Детское сознание пластично. И эта цель со временем может существенно меняться, становиться яснее, приобретать осязаемые контуры.
В конечном итоге цель превращается в конкретные задачи. Например, чтобы стать инженером, надо преуспеть в технических науках, подготовиться, хорошо сдать экзамены и поступить в университет.
Именно поэтому помочь вовремя определиться с мотивами для получения знаний, не бросить всё на полпути — одна из основных задач родителей и педагогов.
Страшное слово — «экзамены»
Переживания во время сдачи контрольных тестов свойственны очень многим ребятам — как в школе, так и в университете. Груз ответственности порой сильно давит на молодых людей и негативно сказывается на их работоспособности и результате.
В такой ситуации важно определить источники стресса — внутренние они или внешние. В первом случае очевидным решением будет заняться учёбой и подтянуть свои знания. Во второй ситуации можно попытаться изолировать негативное воздействие на себя. Поговорить с людьми, нагнетающими панику, о том, что переполох не помогает, и сократить общение с приятелями, предпочитающими праздность подготовке к экзаменам.
Подробнее про то, как преодолеть сентябрьский стресс и подготовиться к учебному году, смотрите в ролике Российского общества «Знание» по ссылке.
#РОЗ #РоссийскоеОбществоЗнание