Поговорим о том, какие нас ждут препятствия при генерации идей и что с этим можно сделать.
Всем привет, меня зовут Саша Якубович. Я – эксперт в управлении проектами, помогаю начинающим руководителям проектов выйти из хаоса, организовать управление потоком задач, стартовать проекты и строить эффективные системы.
Почему так важна гибкость и творчество в работе с проектами? Дело в том, что модель обучения и поведения, к которой мы все привыкли – изменилась. Если раньше основными двигателями были логика и рациональное мышление, то сейчас появилась другая тенденция.
Во многих компаниях есть запрос на творческих, креативных, неравнодушных сотрудников. Компании ищут людей с высокими эмпатичными качествами, которые умеют слушать и слышать, генерируют что-то новое.
Поиски таких сотрудников осложняются тем, что взрослые с течением времени теряют гибкость мышления и творческий потенциал. Если мы понаблюдаем за ребенком до шести лет, то увидим, что он изначально обладает бесконечным творческим потенциалом, он у него заложен с самого рождения.
Потом появляется школа, социум. Мышление ребёнка перестраивается в сторону логичного. Творческие нейронные связи становятся менее используемыми. Человек начинает использовать привычные шаблоны логического мышления. Мозг начинает лениться. Зачем думать творчески, если можно использовать готовые схемы?
К счастью, уже доказано учеными, что наш мозг учится и постоянно развивается до самого последнего своего дня. То есть, у нас нет никаких ограничений. Подобно любой мышце, мы можем раскачать наш мозг с помощью системы упражнений и дисциплины.
Шесть препятствий для поиска идей.
Первое – поиск идеальной идеи.
Вычеркните из своей жизни понятие идеального. Идеальной идеи не существует. Почему? Потому что люди все разные. Для одного это идеально, для другого – нет. У нас разный опыт, разные ситуации.
Убираем догмы и поиски идеального – это позволит генерировать больше идей.
Второе препятствие – довольствоваться первой подходящей идеей.
Если мы берем первую подходящую идею, то блокируем все те, что могли бы прийти к нам из творческой области.
Что делать? Обозначаем для себя некий временной промежуток, например, один час и говорим: «давайте генерить 100 самых сумасшедших идей».
Тем самым мы расширим границы. Потому что сначала мы начнем думать с точки зрения логики и мышления, а потом будем включать всевозможные мысли и идеи, которые хоть как-то можно притянуть за уши к этому процессу. Это буду креативные, сумасшедшие, невероятные идеи.
Сгенерировав таким образом 100 идей, отложите тетрадочку и загляните в неё только на следующий день. Пройдитесь свежим взглядом. Чаще всего, последняя двадцатка – это самые креативные идеи. Из них можно вытащить что-то оригинальное.
Поэтому не блокируйте себя первой попавшейся идеей, которую считаете крутой. Генерите дальше.
Разгоняйте свой мозг. Чтобы пошел дальнейший поток, который может быть качественно прорывным.
Третье препятствие – слишком концентрироваться на задаче.
Мозг так устроен, что если мы слишком концентрируемся на поиске решения, он начинает опираться на логику. И всё. Мозг останавливается, он выбирает первую попавшуюся логическую цепочку, жёстко концентрируется на ней и не хочет продолжать поиски. Ленится.
Смените вид деятельности, например, прогуляйтесь пешком. Мозг решит задачу.
Четвертое препятствие – беспокойство.
Если у вас есть жесткий дедлайн или вам сказали, что через неделю нужно предоставить оригинальную идею, то можно считать, что это провал. Потому что в условиях жесткого дедлайна вы начинаете нервничать и вся генерация чего-то нового уходит “в ноль”. Так ничего не получится. Невозможно создать креативную идею в условиях жесткого дедлайна.
Не загоняйте себя в рамки, давайте себе больше свободы и снижайте свой уровень беспокойства. Беспокоиться не о чем. Это же опыт.
Пятое препятствие – нежелание удивляться.
Я намеренно сохраняю в себе детскую непосредственность и любопытство. И это, наверное, помогает мне создавать что-то новое, помогает быть открытой с людьми, которые меня окружают.
Если сохранять в себе любопытство, удивляться каждый день новому, если в каждом человеке видеть что-то особенное, это тоже будет способствовать развитию вашего творческого потенциала.
Не забывайте о том, что нужно постоянно удивляться. Делайте это намеренно.
Шестое препятствие – рутина.
Пожалуйста, выходите из рутины. Я тоже этим грешу. Мы пять раз в неделю ездим на работу и обратно по одному и тому же маршруту. Это же удобно. Уже знаем все нюансы и едем или идем “на автомате”.
Давайте начнем что-то менять. Например, начнем искать какие-нибудь интересные и новые места. Меняйте локации для прогулки с детьми, ищите новые, интересные места встреч с друзьями или родственниками. Изучайте эти места и смотрите на них по-новому, с детской непосредственностью.
Выходите из рутины, меняйте маршруты, смотрите на все, что вас окружает по-новому.
Мне кажется, что работа с этими преградами - это ключ к тому, чтобы мы оставались немного более творческими.
Как считаете?