Шкатулки, письменные наборы, украшения, именно эти предметы в первую очередь ассоциируются с изделиями из уральского малахита, однако, встретить этот камень на современном ювелирном рынке или в сувенирных магазинах невозможно. Интересно, что еще двести лет назад малахита на Урале было настолько много, что из него даже выплавляли медь.
Применять малахит, а не отбрасывать в сторону как шлак, сопутствующий добычи медной руды, стали только с середины восемнадцатого века. Это объяснялось сложной структурой малахита. Внутри минерала при вскрытии обнаруживалось множество пустот и трещин. Но русские мастера сумели превратить дефект в эффект, придумав технику «русской мозаики». Тонкие отполированные пластинки малахита подбирались по цвету и рисунку и накладывались на основу, швы при этом затирались мастикой, с добавлением малахитовой крошки. Так создавался эффект цельного изделия крупного размера.
Несчитанное количество тонн уральского малахита сегодня рассосредоточено буквально по всему миру. На протяжении полувека императорские фабрики, частные мастерские, собственная фабрика Демидовых, а также те, кто создавал убранства Эрмитажа и Исаакиевского собора, использовали в своей работе уральский малахит.
Узнаваемые узоры камня были не только украшением интерьеров русских дворцов, мастерство камнерезов сделали их инструментом внешней политики России девятнадцатого века. Получить изделие из уральского камня тогда означало особое расположение российской короны. Если пройтись по списку дипломатических стран-партнеров России в девятнадцатом веке, то в каждой из них можно найти изделия из малахита. Так, малахитовая ваза была подарена Папе Римскому после оказания им поддержки относительно легитимности русской власти на территории Польши, присоединенной к России. Малахит украшал и покои королевы Виктории, прусского Фридриха Вильгельма, французского Луи Филлипа и даже японского императора Мейдзи.
Сегодня особенно крупные образцы уральского малахита хранятся в музеях. В Санкт-Петербургском Горном музее, например, находится самая крупная из сохранившихся глыб поделочного камня преподнесенная Екатерине II горнозаводчиками и подаренная Императрицей музею. Ее вес составляет 1,5 тонны. По легенде, глыба была еще больших размеров, но из-за того, что она не проходила в створы горных выработок, ее пришлось обрезать. В музее минерал расположен в специальном месте, под которым построен кирпичный колодец, служащий дополнительным укреплением пола.