Найти тему

"Балтийский инцидент" в апреле 1950 года и его последствия

Статья в какой-то мере является продолжением недавней статьи на канале, почему США, имея монополию на ядерное оружие, не применили его против СССР.

Событие, о котором пойдет речь, произошло 73 года назад в небе над Балтийским морем - 8 апреля 1950 года.

Но сначала немного предыстории на фоне международных отношений и событий в мире того времени.

Во внешней политике США главенствовал исключительно силовой подход к решению международных проблем. Американцы упивались своей мощью на фоне разрушенной Европы, страшно опустошенного Советского Союза, и полагали, что теперь у них нет противников, угрозой применения силы, даже угрозой войны, они добьются собственных объявленных (и желаемых!) политических целей.

19 сентября 1945 года Объединенный комитет начальников штабов (ОКНШ) подготовил документ "Основа для формирования военной политики США". По этому документу перед США стояла задача сохранять

"... подавляюще мощные вооруженные силы во время мира, которые должны быть в состоянии сделать неразумным для любой крупной агрессивной нации начать большую войну вопреки воле США ...
Наше правительство ... должно оказывать давление с целью быстрого разрешения спорного вопроса политическими средствами, в то же время осуществляя все приготовления для того, чтобы нанести первый удар..."


Адресат этого самого
"первого удара" был известен - Советский Союз. Еще 15 мая 1945 года, всего через неделю (!!) после завершения самой кровавой войны в Европе, заместитель государственного секретаря США Джозеф Грю написал -

"Если что-либо может быть вполне определенным в этом мире, так это будущая война между СССР и США"


В ноябре 1945 года
ОКНШ выпустило исследование "Стратегическая уязвимость России для ограниченного воздушного нападения".
Здесь говорилось о возможности ядерного удара по Советскому Союзу в случае, если он развяжет агрессию в Европе или Азии, а также появятся явные признаки того, что возможна даже агрессия против США.
Но, что любопытно - ОКНШ предлагал нанести ядерный удар не только в случае
"явной угрозы советского нападения", но и когда

"вражеские промышленность и научные возможности создают условия для нападения на Соединенные Штаты или защиты против нашего нападения".

Интересно, да? Нанести удар не в случае агрессии, а даже при создании другой стороной возможной защиты от удара! Вся политика США в этой фразе!

В сентябре 1946 года новый документ - "Американская политика в отношении Советского Союза". И уже там говорилось -

"...указать Советскому правительству, что мы располагаем достаточной мощью не только для отражения нападения, но и для быстрого сокрушения СССР в войне...
Война против СССР будет "тотальной" в куда более страшном смысле, чем любая прежняя война, и поэтому должна вестись постоянная разработка как наступательных, так и оборонительных видов вооружения...".

Еще 14 декабря 1945 года Объединенный комитет военного планирования США издал директиву № 432/Д. Было сказано, что единственным оружием, которое США может эффективно применить для удара по СССР, являются атомные бомбы, доставленные самолетами дальнего действия. А это были бомбардировщики В-29. Они могли достичь Москвы, Ленинграда и других объектов на европейской части СССР при действиях с авиабаз в Англии и в других странах Западной Европы.

Но и СССР на месте не стоял, его ПВО совершенствовалась. Естественно, что возрастала и уязвимость американской авиации.
Например, проведенные в США командно-штабные учения с целью проверить возможности нанесения ударов по стратегическим районам СССР, повергли генералов Пентагона в шок неутешительными результатами - вероятность потерь среди американских бомбардировщиков превышала 55%.

К слову - во время Второй Мировой самые тяжелые потери ВВС союзников (британцы) пришлись во время авиаудара по Нюрнбергу в ночь с 30 на 31 марта 1944 года. Тогда, из 795 самолетов, атаковавших Нюрнберг с целью его уничтожения, было потеряно (по разным данным) 108, из них больше сотни - четырехмоторные бомбардировщики.
545 летчиков погибло, 152 - попало в плен. Это были колоссальные потери при достаточно минимальном ущербе, нанесенном гитлеровцам.
108 самолетов из 795 - это почти 14%. А тут более 55% ожидаемых потерь!

Вернемся к воздушной разведке, как способа получения необходимой информации. Она получила в то время большое распространение. До появления космических спутников это был наиболее эффективный способ получения разведывательных данных. Вот и авиаразведка США стремилась выявлять военные объекты на территории Советского Союза.

Воздушная разведка против СССР началась буквально вскоре после окончания Второй Мировой войны. Американские самолеты начали совершать полеты вдоль границ Советского Союза. Первыми это стали делать бомбардировщики В-17.

Самолет ВВС США B-17 Flying Fortress. Источник фото - https://i.ebayimg.com/thumbs/images/g/DqMAAOSw5IBgEdiG/s-l1600.jpg
Самолет ВВС США B-17 Flying Fortress. Источник фото - https://i.ebayimg.com/thumbs/images/g/DqMAAOSw5IBgEdiG/s-l1600.jpg

Их оборудовали аппаратурой радиотехнической разведки, способной обнаруживать и определять характеристики советских РЛС. Но такие полеты были от случая к случаю, как говорится, не регулярными.

5 апреля 1946 года два американских самолета нарушили советско-иранскую границу и вторглись в воздушное пространство СССР на 6 км. Американцам было очень любопытно, как СССР выводит свои войска из Ирана.

Нарушения границ СССР продолжались.
25 февраля 1947 года оно произошло около острова Ратманова в Беринговом проливе, затем в районе Чукотского полуострова. И т.д.

Американские самолеты, нарушавшие границу Советского Союза, сопровождались советскими истребителями. Они не сбивали противника, но демонстрировали готовность к этому.
Так
22 октября 1949 года два истребителя Ла-7 совершили четыре захода на B-29 над территориальными водами СССР и сделали несколько предупредительных выстрелов из авиапушек.

Пресса на Западе в один голос, естественно, возмущалась действиями советских истребителей против "безоружных" самолетов. Мол, это позор! Как так! Нецивилизованно совсем!
Аналогично, как и сегодня те же американцы в таких случаях начинают голосить и возмущаться по той же Сирии, к примеру, на всех углах крича о
"непрофессиональных действиях русских летчиков", когда их самолеты перехватят в небе этой многострадальной страны.

До крови пока не доходило, но 8 апреля 1950 года все пошло совсем по другому сценарию.

Когда в этот раз было зафиксировано нарушение границы СССР, на перехват поднялись две пары истребителей Ла-11.
Первой парой руководил
старший лейтенант Докин, второй - старший лейтенант Герасимов.

Истребитель Ла-11. Источник фото - http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/istrebiteli-2/1940-e-1950-e-gody/istrebiteli-kb-lavochkina/dalnij-istrebitel-la-11/
Истребитель Ла-11. Источник фото - http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/sssr/istrebiteli-2/1940-e-1950-e-gody/istrebiteli-kb-lavochkina/dalnij-istrebitel-la-11/

Самолет-нарушитель встретили в восьми километрах южнее Лиепаи. Докин и Герасимов попытались принудить американский самолет к посадке, но тот стал разворачиваться и уходить в сторону моря.

Из рапорта старшего лейтенанта Докина -

"... Будучи в дежурном звене в первой готовности в 17:22, получил команду на взлет. После взлета принял команду набрать высоту 4000 метров и взять курс 360 градусов. В 17.30 встретил четырехмоторный самолет с американскими опознавательными знаками южнее Лиепая в восьми километрах, который шел курсом 135 градусов.
Увидя самолет, я парой подошел к нему справа сзади и передал второй паре - старшего лейтенанта Герасимова - принудить нарушителя к посадке. Герасимов вышел вперед и, делая глубокое покачивание, развернулся влево.
Нарушитель взял курс 270 градусов - в море и за парой старшего лейтенанта Герасимова не пошел.
Тогда я дал предупредительную очередь - 12 снарядов. Нарушитель стал вести огонь по мне. Ведомый лейтенант Тезяев, видя это, дал по нарушителю очередь, который пошел с большим снижением и вошел в облака на Н-500 метров. Предположительно самолет упал в 5-10 километров от берега".

Министр ВМФ СССР адмирал И.С.Юмашев в докладной записке 1-му заместителю председателя Совета Министров СССР Н.А.Булганину от 20.04.1950 года сообщал, что через два часа после происшествия другой советский летчик в районе предполагаемого падения американского самолета видел на поверхности моря большое масляное пятно.

Адмирал И.С.Юмашев (1895-1972). Источник фото - https://sammlung.ru/?p=30391
Адмирал И.С.Юмашев (1895-1972). Источник фото - https://sammlung.ru/?p=30391

Американцы начали вести поиск упавшего самолета. Вероятно, на нем были важные секретные документы и секретное оборудование. Юмашев сообщал, что советская сторона также начинает поисковые мероприятия.
Стоит сказать, что поиски как советские, так и американские оказались безрезультатными.

Спустя десятилетия американцы признали, что все-таки задание у сбитого самолета было разведывательным. Но при этом упорно стоят на своем - самолет был в нейтральных водах, границу СССР не нарушал!.

Но вряд ли советские летчики стали бы сбивать американский самолет в нейтральных водах - явный перебор. Американец действительно летел над советской территорией - как сообщала советская сторона, углубился на 21 км! Видимо, экипажу была поставлена задача проверить советскую систему ПВО максимально глубоко.

Самолет был обнаружен и перехвачен. И в ответ на предупредительную стрельбу, сам открыл огонь. Надо полагать - чтобы показать свою решимость прорываться через границу.
Но только теперь советские истребители имели право отвечать уже конкретно по цели. В результате точного огня, подбитый американский самолет с резким снижением ушел в сторону моря и упал.

А уже после случившегося западные СМИ, как по команде, хором подняли визг и шум - "... Русские сбили над Балтийским морем самолет ... возможно, даже пассажирский! ...В нейтральных водах!... Ах! Ох! Ух! ... Позор! Всеобщее проклятие! ..."

Словом, вопли и крики "западной прогрессивной общественности" были слышны, наверно, даже в Китае!

На эти выпады в Москве спокойно ответили - Да, мы обстреляли самолет. А что тут такого? Он находился над нашей территорией и вел себя агрессивно. И не какой-то непонятный, а самый настоящий американский В-29. И не надо лгать - не над нейтральными водами Балтийского морем, а уже над советской территорией! И будем так поступать и впредь!

22.04.1950 года центральные газеты в СССР вышли с официальной информацией от МИД.

Скрин-шот из газеты "Известия" от 22 апреля 1950 года
Скрин-шот из газеты "Известия" от 22 апреля 1950 года

Позиция американцев была обычной и сегодня уже хорошо известной. Мол, мы не виноваты, а вы, русские, нарушив все правила, сбили "безоружный самолет военно-морской авиации США"! Но не В-29, а другой - Consolidated PB4Y-2 Privateer.
Мол, проведенное нами по горячим следам расследование убедило весь
"честный западный мир", что Consolidated PB4Y-2 Privateer не летел над территорией Советского Союза, или территорией, оккупированной СССР. А вы его взяли и сбили! Как так?? Да, кто вам такое позволил??

Мол, требуем ... требуем ... требуем! Так обычно от туземцев требуют.

Источник изображения - http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/354944#mode/inspect/page/5/zoom/4
Источник изображения - http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/354944#mode/inspect/page/5/zoom/4

Любопытно, что под "оккупированными территориями" в данном случае речь шла о Прибалтике, входившей тогда в состав Советского Союза. Но ее присоединение к СССР американцы не признавали. А раз так, то, мол, не имеете права чего-то там делать!

Аналогично, как они сегодня про тот же Крым говорят. Мол, не признаем и точка. И будем вести себя адекватно этому.

Самолет ВМС США Consolidated PB4Y-2 Privateer. Источник фото - https://commons.wikimedia.org/wiki/File:PB4Y-2_Privateer_in_flight_1945_front_view.jpg
Самолет ВМС США Consolidated PB4Y-2 Privateer. Источник фото - https://commons.wikimedia.org/wiki/File:PB4Y-2_Privateer_in_flight_1945_front_view.jpg

Consolidated PB4Y2 Privateer - четырехмоторный бомбардировщик, предназначенный также для морской разведки и патрулирования.

Советская сторона заявила в ответ, что самолет с американскими опознавательными знаками

"... нарушил границу СССР, не только не подчинился требованию советских истребителей следовать за ними на аэродром, но и открыл по ним огонь.
После того как советский истребитель был вынужден дать ответный огонь, американский самолет был вынужден повернуть в сторону моря и скрылся.
Ответственность ложится исключительно на тех господ, которые обязали американский самолет проникнуть на советскую территорию".


Совсем небольшой экскурс в историю дипломатии.

В начале марта 1949 года первым заместителем министра иностранных дел СССР стал Андрей Андреевич Громыко.

А.А.Громыко (1909-1989). Источник фото - https://rgnp.ru/biografia-andrea-gromyko-biografia-gromyko-aa-foto-video/
А.А.Громыко (1909-1989). Источник фото - https://rgnp.ru/biografia-andrea-gromyko-biografia-gromyko-aa-foto-video/

Работа МИД в то время велась по довольно жестким правилам сталинской дипломатии, каковыми считались - умение держать оборону, не допускать несогласованных действий, четко следовать инструкциям, не разглашать любую информацию о процедурах принятия решений, жестко отстаивать интересы страны.

Читая такое, понимаешь, как ужасно позорно станет в будущем, насколько низко упадет Россия, когда в МИД, с помощью Шеварднадзе и Бурбулиса, придет ныне проживающий в США отщепенец Козырев, заявивший как-то бывшему президенту США Ричарду Никсону, что "...если у вас есть какие-то идеи и вы можете нам подсказать, как определить наши национальные интересы, то я буду вам очень благодарен...".
Никсон был этим настолько ошарашен, что назвал Козырева "слизняком".

Ричард Никсон и Козырев. Источник фото - https://topwar.ru/193041-kozyrev-u-rossii-net-nacionalnyh-interesov.html
Ричард Никсон и Козырев. Источник фото - https://topwar.ru/193041-kozyrev-u-rossii-net-nacionalnyh-interesov.html

Даже Горбачев, сам с огромнейшими грехами перед страной и ее Историей, и тот уже в 2000-х годах говорил, что при Козыреве МИД России, которое он возглавлял до 1996 года, "...превратилось в филиал госдепа...".

А при Сталине МИД стоял за отстаиванием интересов страны. Но Сталину либералами вспоминается и возводится до уровня вселенского греха исключительно все, даже любой чих. А вот своим - всем этим горбачевым, ельциным, козыревым, бурбулисам и прочим иудам, нанесшим колоссальнейший вред стране, все прощается и ничего такого не вспоминается...

... На встречах с зарубежными представителями со стороны Громыко часто звучали обтекаемые фразы общего порядка -

"Я ответил, что переданные мне послом документы будут тщательно изучены...
... Я сказал, что недостаточно знаком с этим вопросом и что в настоящее время со своей стороны не могу сказать чего-либо по существу ...
... Я заметил на это, что... мы... располагаем проверенными данными" и т.д.


18 апреля 1950 года
у Громыко состоялась встреча с послом США в СССР Аланом Кэрком по его просьбе. Ход встречи был описан так -

"Принял Кэрка по его просьбе.
Кэрк заявил, что по поручению своего правительства он вручает ноту в ответ на ноту советского правительства от 11 апреля с. г. …
Просмотрев (сознательно быстро) текст, я заявил, что нота будет изучена. Кэрк затем сказал, что правительство США рассматривает это дело как серьезное.
В ответ на это замечание я заявил, что точка зрения советского правительства выражена в его ноте от 11 апреля и что ее содержание соответствует степени серьезности этого дела.
Кэрк сказал, что он еще раз хочет сделать ясным, что правительство США рассматривает это дело как серьезное. При этом он сознательно растягивал и подчеркивал слова «как серьезное».
Я сказал, что Кэрк ясно выразился на этот счет в первый раз. На этом беседа закончилась. Кэрк во время этой беседы выглядел хмурым и надутым. Беседа между мной и Кэрком велась на английском языке".

Посол США в СССР в 1949-1951 годах адмирал ВМС США Алан Кэрк (1888-1963). Источник фото - https://ru.wikipedia.org/wiki/Кирк,_Алан
Посол США в СССР в 1949-1951 годах адмирал ВМС США Алан Кэрк (1888-1963). Источник фото - https://ru.wikipedia.org/wiki/Кирк,_Алан

После этого инцидента 5 мая 1950 года вышла директива председателя Объединенного комитета начальников штабов генерала Омара Брэдли.

Генерал Омар Брэдли (1893-1981). Источник фото - https://media.gettyimages.com/photos/portrait-of-american-military-commander-general-omar-bradley-mid-to-picture-id104358306
Генерал Омар Брэдли (1893-1981). Источник фото - https://media.gettyimages.com/photos/portrait-of-american-military-commander-general-omar-bradley-mid-to-picture-id104358306

Теперь летчикам США предписывалось - ближе, чем на 20 миль к границам СССР не приближаться, от маршрута не отклоняться, оружия на борту не иметь.

Но с 1950 года уже начался перехват американских самолетов-разведчиков с целью принуждения к посадке или, если не подчиняются и оказывают сопротивление, уничтожения.

За время с 1950 по 1970 годы, по признанию американского журнала "Ю.С. ньюс энд уорлд рипорт" по меньшей мере 252 американских летчика были сбиты в ходе шпионских воздушных полетов над территорией Советского Союза. Из них 24 погибли, 90 остались в живых, а судьба 138 так и не выяснена.

... Рост оборонного потенциала СССР очень беспокоил американцев. В августе 1952 года на заседании Совета национальной безопасности США отмечалось -

"Нарастающий атомный потенциал СССР и возможное появление термоядерного оружия... существенно изменяет положение США в области обеспечения безопасности и требует тщательного пересмотра существующей политики и программ, ибо делает США весьма уязвимыми"


В 1949 году СССР стал обладателем атомной бомбы, хотя в США считали, что на это русским потребуется не менее 15-20 лет.
В том же году в СССР начались исследования верхних слоев атмосферы с помощью ракет.
С 1953 года успешно были испытаны зенитные ракеты в борьбе с самолетами, летящими на высоте 7 км.
В 1954 году на воздушном параде показали новый самолет М-4 авиаконструктора В.М.Мясищева.

 М-4. Источник фото - https://www.yaplakal.com/forum2/topic2557655.html.
М-4. Источник фото - https://www.yaplakal.com/forum2/topic2557655.html.

Это уже был межконтинентальный бомбардировщик, способный нести атомное оружие.

В 1955 году на вооружение ПВО поступил зенитный комплекс С-25, способный поражать цели на высоте до 20 км.

С-25. Источник фото - https://topwar.ru/29102-pervyy-otechestvennyy-zrk-s-25.html-25.
С-25. Источник фото - https://topwar.ru/29102-pervyy-otechestvennyy-zrk-s-25.html-25.

В июне 1955 года снова на воздушном параде в Тушино впервые был продемонстрирован и новый межконтинентальный бомбардировщик Ту-95.

Ту-95. Источник фото - https://gunsfriend.ru/tu-95ms-udarnye-samolety-samolety-aviacia/
Ту-95. Источник фото - https://gunsfriend.ru/tu-95ms-udarnye-samolety-samolety-aviacia/

... "Холодная война" не закончилась, а перешла в иную стадию.

Уже упомянутый американский журнал "Ю.С. ньюс энд уорлд рипорт" писал о событиях тех лет -

"Как показывают документы и интервью участников событий, с 1950 г. до конца 60-х годов Соединенные Штаты произвели более чем 10 тыс. и, может быть, до 20 тыс. шпионских полетов вдоль границ Советского Союза и Китая с целью выявления сил и средств системы ПВО...
Их задачей было установить дислокацию и расположение радиолокационных станций в советских пограничных районах. ..."


... В Лиепае есть памятник погибшим в море.
В 2000-х годах
власти независимой Латвии, вероятно "из глубоко союзнических чувств" к своему нынешнему хозяину, прикрепили к памятнику табличку с именами американских военных со сбитого во время "балтийского инцидента" самолета.

Правда, с этой самой табличкой, как рассказывают, связана одна курьезная история.
Через два года под именами американцев кто-то нацарапал -
"Слава ПВО СССР!".
Власти, естественно, кинулись все исправлять, надпись закрасили, сделав ее почти незаметной. Но через некоторое время надпись нацарапали снова ...

Спасибо, что дочитали, комментируйте, подписывайтесь, ставьте лайк