Найти в Дзене

В Самару! Дом Марии Невской, о котором она вообще не знала

Историческая усадьба с нынешним адресом Фрунзе, 103, в реестре ОКН называемая «Домом Невской», сменила на своем веку немало владельцев . С конца 1830-х земельный участок принадлежал старообрядцу Андрону Семеновичу Калинину, затем его детям и внукам. В 1858-м году , согласно окладным книгам, хозяйкой стала самарская мещанка А.Л. Воронина. Налогооблагаемая недвижимость в те годы состояла из полутораэтажного «полукаменного» флигеля с дворовыми службами.

Фрунзе, 103
Фрунзе, 103

В 1874-м собственником дворового места стал Франц Андреевич Бентшнейдер – германский подданный и «временный самарский купец». Оформив в городской Управе соответствующее разрешение, к 1877-му году выстроил небольшой одноэтажный каменный дом с подвалом по «образцовому» проекту. По центру симметричного фасада располагался парадный вход, по обеим сторонам которого находились по два окна. Дверной и оконный проемы имели прямоугольную форму, обрамлялись гладкими наличниками и прямыми сандриками. Цокольная часть отделялась подоконным карнизным поясом, углы традиционно фланкировались пилястрами с нишами, венчали здание закругленный аттик с люкарной в центре и соединенная столбиками глухая парапетная стенка.

Исходный "образцовый" проект в традиционной для 1870-х стилистике провинциального классцизма
Исходный "образцовый" проект в традиционной для 1870-х стилистике провинциального классцизма

В 1893 году усадьбу Бентшнейдера приобрел самарский врач, дворянин Василий Иванович Мылицын. Спустя два года после его кончины - в 1909-м - вдова Вера Дмитриевна унаследованную недвижимость продала оренбургскому купцу Михаилу Александровичу Шанину

Магазин Шанина на Дворянской
Магазин Шанина на Дворянской

. Торговым профилем Шаниных изначально являлись мануфактурные товары, позже добавилось новое направление – издание фотографических открыток. Родиной художественных картонных карточек считается Австрия, временем массового распространения – конец 1560-х. При вступлении России в Международный почтовый союз в 1871-м почтовые карточки стандартного формата, или «открытые письма», вскоре названные просто открытками, быстро набрали популярность. В малограмотной стране с огромными расстояниями открытки с календарями, географическими картами и портретами великих людей служили еще и целям просвещения.

"Открытое письмо". В левом нижнем углу указан изготовитель - типография магазина Шанина
"Открытое письмо". В левом нижнем углу указан изготовитель - типография магазина Шанина

Цветные открытки хорошего качества стоили до 10 копеек, что было недешево. С 1871-го года открытые письма монопольно выпускались государством, а в 1894-м разрешение на изготовление открыток получили и частные лица, немедленно подхватившие прибыльное дело. В Самаре «открыточный бум» начался на рубеже веков. Михаил Шанин с 1908-го по 1911-й издал полтора десятка серий открыток с видами Самары и «приветов с Волги».

главная улица горда Дворянская
главная улица горда Дворянская

Кстати, когда магазин Шаниных переехал с Панской на Дворянскую, владельцы, чтобы не тратиться на дорогостоящую рекламу в Адрес-календарях, разослали 1000 открыток с информацией о переезде и описанием ассортимента старым и новым потенциальным клиентам. Отдельно в посланиях указывалась «Просьба сообщить окружающим». Директ-мейл рассылка, как видим, практиковалась уже в 1909-м году. Кроме открыток магазин Шанина торговал музыкальными инструментами, электроприборами, фотопринадлежностями. Так же продавались граммофоны с пластинками, послушать которые можно было прямо на месте.

Директ-мейл начала прошлого века
Директ-мейл начала прошлого века

Что касается дома на Саратовской, сразу же после покупки М.А.Шанин подал в городскую Управу прошение о перестройке. Новый хозяин, пожелав обустроить в здании торговую лавку, сделал пристрой в правой части, перенес туда вход, а прежний центральный дверной проем превратил в оконный. Фасад украсился нарядными деталями: прямые сандрики дополнились рельефными круглыми бровками над лепными картушами.

-7

Михаил Шанин оказался последним дореволюционным владельцем усадьбы, после национализации в 1919-м переданной под детский дом для многочисленных послевоенных сирот. Позже дом использовался под жилье.

Цокольный этаж ушел под "культурный слой"
Цокольный этаж ушел под "культурный слой"

Что касается дворянина, коллежского секретаря Павла Петровича Невского и его жены Марии Осиповны – супруги с 1869-го по 1874-й годы действительно владели домом №103 по улице Саратовской, только вот по нынешней нумерации это здание имеет соседний номер 105. Точнее, имело бы, если бы не было бесследно снесено с устройством на его месте парковки и въезда во дворы.

Интерьер "Пельмана"
Интерьер "Пельмана"

Последние несколько лет возведенный Францем Бентшнейдером и перестроенный Михаилом Шаниным милый дореволюционный особнячок, что называется, пребывал в запустении.

Пережил особняк и период запустения
Пережил особняк и период запустения

А сейчас обрел нового хозяина и новую жизнь – в качестве ресторана «Пельман». Это предназначение сначала вызвало волну негодования и протестов горожан, считающих, что дом достоен лучшей участи – но вскоре недовольство утихло. Сейчас историческое здание, по прежнему называемое "Домом Марии Невской", с утра до ночи открыто для всех жителей и гостей Самары

Расстекловка повторяет историческую
Расстекловка повторяет историческую

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете