Историческая усадьба с нынешним адресом Фрунзе, 103, в реестре ОКН называемая «Домом Невской», сменила на своем веку немало владельцев . С конца 1830-х земельный участок принадлежал старообрядцу Андрону Семеновичу Калинину, затем его детям и внукам. В 1858-м году , согласно окладным книгам, хозяйкой стала самарская мещанка А.Л. Воронина. Налогооблагаемая недвижимость в те годы состояла из полутораэтажного «полукаменного» флигеля с дворовыми службами.
В 1874-м собственником дворового места стал Франц Андреевич Бентшнейдер – германский подданный и «временный самарский купец». Оформив в городской Управе соответствующее разрешение, к 1877-му году выстроил небольшой одноэтажный каменный дом с подвалом по «образцовому» проекту. По центру симметричного фасада располагался парадный вход, по обеим сторонам которого находились по два окна. Дверной и оконный проемы имели прямоугольную форму, обрамлялись гладкими наличниками и прямыми сандриками. Цокольная часть отделялась подоконным карнизным поясом, углы традиционно фланкировались пилястрами с нишами, венчали здание закругленный аттик с люкарной в центре и соединенная столбиками глухая парапетная стенка.
В 1893 году усадьбу Бентшнейдера приобрел самарский врач, дворянин Василий Иванович Мылицын. Спустя два года после его кончины - в 1909-м - вдова Вера Дмитриевна унаследованную недвижимость продала оренбургскому купцу Михаилу Александровичу Шанину
. Торговым профилем Шаниных изначально являлись мануфактурные товары, позже добавилось новое направление – издание фотографических открыток. Родиной художественных картонных карточек считается Австрия, временем массового распространения – конец 1560-х. При вступлении России в Международный почтовый союз в 1871-м почтовые карточки стандартного формата, или «открытые письма», вскоре названные просто открытками, быстро набрали популярность. В малограмотной стране с огромными расстояниями открытки с календарями, географическими картами и портретами великих людей служили еще и целям просвещения.
Цветные открытки хорошего качества стоили до 10 копеек, что было недешево. С 1871-го года открытые письма монопольно выпускались государством, а в 1894-м разрешение на изготовление открыток получили и частные лица, немедленно подхватившие прибыльное дело. В Самаре «открыточный бум» начался на рубеже веков. Михаил Шанин с 1908-го по 1911-й издал полтора десятка серий открыток с видами Самары и «приветов с Волги».
Кстати, когда магазин Шаниных переехал с Панской на Дворянскую, владельцы, чтобы не тратиться на дорогостоящую рекламу в Адрес-календарях, разослали 1000 открыток с информацией о переезде и описанием ассортимента старым и новым потенциальным клиентам. Отдельно в посланиях указывалась «Просьба сообщить окружающим». Директ-мейл рассылка, как видим, практиковалась уже в 1909-м году. Кроме открыток магазин Шанина торговал музыкальными инструментами, электроприборами, фотопринадлежностями. Так же продавались граммофоны с пластинками, послушать которые можно было прямо на месте.
Что касается дома на Саратовской, сразу же после покупки М.А.Шанин подал в городскую Управу прошение о перестройке. Новый хозяин, пожелав обустроить в здании торговую лавку, сделал пристрой в правой части, перенес туда вход, а прежний центральный дверной проем превратил в оконный. Фасад украсился нарядными деталями: прямые сандрики дополнились рельефными круглыми бровками над лепными картушами.
Михаил Шанин оказался последним дореволюционным владельцем усадьбы, после национализации в 1919-м переданной под детский дом для многочисленных послевоенных сирот. Позже дом использовался под жилье.
Что касается дворянина, коллежского секретаря Павла Петровича Невского и его жены Марии Осиповны – супруги с 1869-го по 1874-й годы действительно владели домом №103 по улице Саратовской, только вот по нынешней нумерации это здание имеет соседний номер 105. Точнее, имело бы, если бы не было бесследно снесено с устройством на его месте парковки и въезда во дворы.
Последние несколько лет возведенный Францем Бентшнейдером и перестроенный Михаилом Шаниным милый дореволюционный особнячок, что называется, пребывал в запустении.
А сейчас обрел нового хозяина и новую жизнь – в качестве ресторана «Пельман». Это предназначение сначала вызвало волну негодования и протестов горожан, считающих, что дом достоен лучшей участи – но вскоре недовольство утихло. Сейчас историческое здание, по прежнему называемое "Домом Марии Невской", с утра до ночи открыто для всех жителей и гостей Самары
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете