Найти в Дзене
Т-34

Два Ила из тысяч

Самые разные самолеты были задуманы, спроектированы и запущены в серийное производство коллективом, которым около сорока лет руководил Сергей Владимирович Ильюшин — выдающийся авиаконструктор, трижды Герою Социалистического Труда, академик.

«Об авиаконструкторах, — сказал он однажды, — поют в небе самолеты»

О ЖИВУЧЕСТИ «летающих танков» — штурмовиков Ил-2 — на фронте ходили легенды, хотя это качество было с самого начала заложено в оригинальной конструкции самолета. Ильюшину впервые удалось ввести броню в каркас и надежно защитить кабину летчика и стрелка-радиста, мотор и топливную систему — практически все жизненно важные части фюзеляжа. Вооруженный авиапушками и пулеметами, бомбами и ракетными снарядами, даже одиночный Ил-2 был грозен.

-2

...Гвардии старший лейтенант И. Ермаков к концу лета 1944 года стал уже опытнейшим воздушным бойцом.

Боевое везение изменило ему жарким августовским днем над затянутым дымом сражения Сандомирским плацдармом на левобережье Вислы. Ермаков привел свою группу штурмовиков к переднему краю наших частей, первым устремился в пике, и тут два снаряда повредили мотор — он задымил.

— Горишь, командир! — донесся по радио тревожный голос ведомого.

С наземного командного пункта ему приказали возвращаться на свой аэродром. В ответ услышали:

— Мотор-то тянет, боекомплект есть — разрешите остаться!

Еще более четверти часа на подбитом, искалеченном самолете штурмовал цели Ермаков со своими товарищами, пока контратака фашистов окончательно не захлебнулась. Когда же его Ил-2 благополучно приземлился, бывалые фронтовые техники принялись считать пробоины. В машине гвардии старшего лейтенанта их оказалось больше, чем у других.

-3

Но на следующий день она вновь поднялась в воздух...

У НАШЕЙ дальней бомбардировочной авиации была своя тактика — боевую работу она чаще всего вела ночью, в глубоком тылу противника. По всем своим характеристикам Ил-4 ни в чем не уступал лучшим самолетам того времени.

При этом самолет сохранял завидную маневренность — недаром на его первой модификации летчик-испытатель В. К. Коккинаки впервые выполнил «мертвую петлю» на двухмоторном воздушном корабле. Способность тяжелого Ила быть легким, послушным в управлении не раз выручала наши экипажи в трудные минуты над объектами бомбовых ударов.

-4

Так случилось и с бомбардировщиком под командованием В. Решетникова, в дальнейшем Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации. При повторном заходе на цель Ил-4 буквально уперся своей остекленной штурманской кабиной в сплошную стену зенитных разрывов и слепящих прожекторных лучей. Как через них прорваться и сбросить десяток «соток», ждущих своей очереди в бомболюке?

Летчик решил применить маневр, который с успехом использовали до этого другие экипажи. Сначала перейти в набор высоты, потом убрать газ моторам и снизиться в сторону цели. Несколько секунд на боевом курсе — и, сбросив бомбы, вновь снижение на минимальной скорости с почти беззвучно вращающимися воздушными винтами.

-5

Удалось! Беспорядочно шарили по небу прожекторы, наобум били зенитки, а сброшенные точно, как на учениях, фугаски разворотили внизу летное поле, крушили технику врага.

В. БЕЛИКОВ (1984)