Вчера нежно любимая половиной нашей редакции группа SOJA выпустила видео на свою песню Press Rewind (сам трек команда дропнула еще пару лет назад).
В записи этой богоугодной композиции также приняли участие музыканты Колли Бадз и J Boog. Примечательно, что песню, весь текст которой посвящен признанию в любви к жанру регги, поют не чернокожие артисты с Ямайки. Бадз родился в Новом Орлеане и имеет бермудские корни, Boog представляет Гавайские острова, а заводилы всей вечеринки из группы SOJA (которые, к слову, взяли «Грэмми» за лучший регги-альбом в 2022-м году) являются совершенно белыми американцами из Арлингтона.
Еще раз: белые американцы из пригорода Вашингтона взяли «Грэмми» за лучший регги-альбом.
Помните, как-то мы сказали, что Боб Марли окрасил весь мир в три цвета? Вот доказательство.
Также примечательно количество имен, упомянутых в треке. Серьезно, по одной этой песне можно проследить развитие всего жанра! Тут-то мы и решили, что Железному льву Сиона самое время пробудиться прямо в нашем канале. Итак, за вычетом авторов трека — SOJA (в составе которых восемь человек, но группы посчитаем за одного), J Boog и Колли Бадза — в тексте упомянуты еще 19 артистов. Весь парт Бадза, по сути, это перечисление имен под музыку. Подобного неймдроппинга в других песнях так сходу мы не вспомнили. История регги за 4 минуты 35 секунд.
Жмем на «плей» и поехали!
Перечисление благодарностей начинается с очевидных имен: Буджу Бантон, Боб Марли и Питер Тош. Два классика жанра и один его (жанра) патриарх. А вот дальше начинается куда более углубленная в мир регги лекция от профессора Колли Бадза.
Ямайские саунд-системы
Jaro, Troopa, Black Cat, Panta and a one big clash from '95
Бадз переходит к субкультурным основам, а именно к такому феномену, как саунд-системы. Несмотря на название, речь вовсе не идет о техническом оснащении. В 1940-х годах кингстонские растаманы (один из которых, впрочем, был наполовину китаец) придумали развлечение: они оборудовали свои траки колонками, громкоговорителями и другими звуковыми примочками, после чего разъезжали по округе и устраивали block party. К 1960-м саунд-системы приобрели бешеную популярность на островах, в целом, по одной простой причине: локальные радиостанции были очень консервативны и не пускали в ротацию музыку народа Ямайки — регги. На улицах же американский соул уступил место ритмам с акцентами в аккомпанементе на 2-й и 4-й долях. Из оборудованных грузовичков саунд-системы превратились в полноценные комьюнити с собственной идеологией. Диджеи, музыканты, продюсеры, МС и певцы объединялись в коллективы, соперничающие друг с другом за народную любовь. В куплете Бадз перечисляет легендарные команды, самой известной из которых, пожалуй, является Killamanjaro.
Rodigan, Stone Love, Rory, and dem you haffi know about
Matterhorn, King Addis, Bass Odyssey, Squingy, rest in peace
Massive B, Bobby Konders, and Jabba
Среди артистов, побудивших парнишку из Луизианы посвятить свою жизнь нетипичному для штата музыкальному жанру, затесался и один Кавалер Ордена Британской Империи: диджей и радиоведущий Дэвид Родиган десятилетиями знакомил Ее Величество и достопочтенную публику Англии (временами вопреки активным протестам самой публики) с экзотическими ритмами регги и дэнсхолла.
Помимо самих коллективов, Колли Бадз упомянул и второй феномен ямайской сцены: саунд-клэшы.
Карибский баттл
Однажды мы разобрали на запчасти дисс-культуру в хип-хопе, но вот о чем мы тогда не упомянули, так это о том, что миролюбивые (по общественному стереотипному мнению) растаманы решили сражаться друг с другом с помощью звука на несколько десятилетий раньше, чем до этого додумались воинственные (по общественному стереотипному мнению) рэперы. Формирование саунд-систем в целые команды с индивидуальным стилем привело к тому, что выявление лучших из лучших превратилось в отдельное уличное представление. На глазах у публики музыканты поочередно соревновались в пении, читке, диджеинге и сэмплировании, а зрители определяли победителя уровнем звука аплодисментов и прочего восторженного рева. Постепенно у выступления сформировался четкий свод правил с делением на раунды, а сами противостояния перебрались с улиц на клубные площадки. В первом раунде все собравшиеся на клэш системы отыгрывают сет. Обычно, это некое знакомство с аудиторией и вылетов не предусмотрено. Дальше же системы начинают отсеиваться, пока не остается две команды, которые и определяют победителя клэша.
Первым задокументированным саунд-клэшем принято считать противостояние великой и ужасной Tom the Great Sebastian (команды Тома Вонга, того самого китайца) с Count Nick в 1952-м году. Том выиграл, в реванше тоже победил, после чего зарубился с Артуром «Герцогом» Ридом и его Trojan. И вот из этой битвы саунд-клэши выросли в целую культуру, в которой сперва царили насилие и беспредел: разочарованные проигрышем системы нередко совершенно буквально нападали на соперников или громили оборудование последних.
Когда же тот самый Боб благословил локальный жанр стать всемирно популярным, саунд-клэши выбрались далеко за пределы Ямайки.
Если вам хочется познать музыку Джа, то вот строчкой все имена из песни:
Buju Banton, Bob Marley, Peter Tosh, Jaro, Troopa, Black Cat, Panta, Rodigan, Stone Love, Rory, Matterhorn, King Addis, Bass Odyssey, Squingy, Massive B, Bobby Konders, Jabba, Don Dadda.
Загуглив каждое, вы поймете историю развития регги через истории его главных героев. Парни в песне еще постоянно упоминают некого Weed, но мы так и не разобрались, что это за чувак.