Найти в Дзене

4 привычки, которые нужно привить школьнику, как можно раньше

Приветствую вас, дорогие читатели! В преддверии 1 сентября я решила вспомнить свои годы педагогической работы и вытащить оттуда что-нибудь полезное для вас.  Я работала в государственной гимназии учителем, затем преподавала в частной школе, там же была завучем и руководителем ( не люблю слово " директор").  Сейчас — в декрете с сыном. Дочь идёт в 5 класс. Привычки постаралась сформулировать универсальные: подойдут и для первоклассников, и выпускнику. 1. Привычка задавать вопросы. Приучайте детей не стесняться спрашивать, если возникают вопросы. Таких детей всегда замечают и высоко оценивают, потому что любой учитель знает: там , где нет вопросов, нет понимания.  Объясните детям, что не страшно задать "глупый" вопрос: все , бывает, что-то недопонимают (это нормально), и лучше получить разъяснение в ответ на вопрос, чем остаться в неведении. А чаще всего происходит такая ситуация: этот же вопрос возник и в головах других детей, но никто не решается спросить. Всё вышесказанное касает

Приветствую вас, дорогие читатели! В преддверии 1 сентября я решила вспомнить свои годы педагогической работы и вытащить оттуда что-нибудь полезное для вас. 

Я работала в государственной гимназии учителем, затем преподавала в частной школе, там же была завучем и руководителем ( не люблю слово " директор"). 
Сейчас — в декрете с сыном. Дочь идёт в 5 класс.

Привычки постаралась сформулировать универсальные: подойдут и для первоклассников, и выпускнику.

1. Привычка задавать вопросы. Приучайте детей не стесняться спрашивать, если возникают вопросы. Таких детей всегда замечают и высоко оценивают, потому что любой учитель знает: там , где нет вопросов, нет понимания.

 Объясните детям, что не страшно задать "глупый" вопрос: все , бывает, что-то недопонимают (это нормально), и лучше получить разъяснение в ответ на вопрос, чем остаться в неведении. А чаще всего происходит такая ситуация: этот же вопрос возник и в головах других детей, но никто не решается спросить.

Всё вышесказанное касается не только вопросов учителю на уроке, но и другим работникам школы: слесарю, повару, завучу, директору. 

До сих пор встречаю родителей, которые приучают детей "не высовываться", "не отвлекать людей" и т.д.

Любопытство и смелость гораздо лучше, чем стремление подстроиться под других.

2. Привычка самостоятельно заботиться о своем внешнем виде и содержимом рюкзака.

Здесь всё сильно зависит от возраста: -

  • первоклассник вполне уже может осмотреть свою рубашку и отправить ее в корзину для стирки,
  • шестиклассник сам постирает и погладит,
  • девятиклассник сам купит одежду (на деньги родителей, естественно) и возьмёт весь уход за ней на себя. 

Так же про учебные принадлежности: первоклассник передаст маме, что "надо зелёную ручку принести", пятиклассник  сам будет помнить, что эту ручку надо купить и сделает это.

Рюкзак собирается самостоятельно с 1 класса. Вы ни дня не собираете ЗА ребёнка:

  • первое время обучаете этому ("Посмотри дневник, какие уроки завтра? Теперь для каждого предмета кладём вещи. А какие вещи всегда должны быть в рюкзаке, вне зависимости от уроков?).
  • Потом наблюдаете и даёте подсказки ("Посмотри, всё ли ты взял для ИЗО" вместо "положи альбом"),
  • Далее только иногда контролируете и предлагаете помощь ("Собрал рюкзак?", "Нужна помощь?")
  • Отдаёте этот момент под ответственность ребёнка. Будьте готовы, что могут быть забыты тетради, учебники или ручки —в этом нет ничего страшного. И не бойтесь, что он станет все делать спустя рукава : учителя сами донесут до ребёнка, что важно приносить всё нужное на уроки.

Не бойтесь давать детям возможность совершать ошибки. Невозможно стать ответственным человеком ,если за тебя всё делают!

Часто можно увидеть, как учителя перекладывают свою работу на родителей: "проследите, чтобы у детей обложки были на всех учебниках! Завтра проверка!". Я в подобных ситуациях отвечаю: " Скажите это детям. Это их ответственность". И я пальцем не пошевелю, пока дочь не попросит: "Мама, помоги с обложками!".

3. Привычка самостоятельно находить домашнее задание. 

Здесь та же история с ответственностью. Не успел записать домашку? Понадеялся, что выложат онлайн, а там пусто? Не было в школе? Ищи домашнее задание сам! Обзвони ребят, напиши вопрос в общий чат — только заранее , чтобы не было такого : "Мама найди домашнее, а то мне пора уже спать , а наши не отвечают, хотя я написал аж 5 минут назад". Это развивает множество навыков: умение планировать, договариваться, решать проблемы самостоятельно, действовать, а не надеяться на других .

Естественно, здесь тоже делаем скидки на возраст, но не забираем ответственность. С второклассником, например, мы обсудим вместе, кому можно позвонить и даже, возможно, поможем найти номер телефона одноклассника через родительский чат.

Всегда проще и быстрее сделать всё за ребенка, но вкладываясь сейчас в его обучение самостоятельности, вы "работаете" на его будущее.

4. Привычка планировать свой день заранее.

Будет здорово, если ребенок научится обдумывать свой день заранее: школа, кружки, домашние обязанности, хобби, свободное время. 

 Составляйте вместе расписания: чем ребенок младше, тем проще.

-2

-3

Это вариант расписания для старшеклассника
Это вариант расписания для старшеклассника

Используйте побольше одинаковых формулировок в своей речи — так ребенку будет проще запомнить.

- "По понедельникам после школы мы всегда ...

- "Каждый раз , когда пришел домой, ты сначала....,потом...".

-"Всегда, после тренировки, когда приходишь домой... ".

_

Как видите, привычки для школьников , которые предлагаю я, направлены на развитие у ребёнка всесторонней самостоятельности. 

Детская самостоятельность — это обычно очень страшно для мам: "ещё подумают, что я за мать такая, раз мой без ручки второй день в школу ходит", и вообще, как-то не принято у нас без мучений детей растить. А ещё самостоятельность обозначает, что ваше дитятко выросло и "мама ему больше не нужна" — а это грустно. Ой, как нужна ему мама! Да только в другом ключе: мама разговаривает, задаёт правильные вопросы, направляет, вдохновляет, помогает, поддерживает... Но это, конечно, сложнее, чем одежду постирать или тетради подписать ...

Не бойтесь сами получить плохую оценку своего материнства, и вашим детям будет легче жить!

Вы самая лучшая мама для своего ребёнка! Даже, если другие так не думают.

Старайтесь не сводить свои отношения с ребёнком только к обсуждению школы. Вместо того, чтобы спросить что-то про обложки, оценки или домашку, лучше узнайте про его друзей, компьютерные игры, соцсети, интересы и мечты, а со школой он сам разберётся.