В этой статье я хочу рассказать лишь о небольшом периоде времени, а именно, о музыке шестидесятых годов.
Эстрада шестидесятых — торжество космополитизма и душевности, это время, когда разговор о личном и сокровенном стал важнее гражданского пафоса.
Эстрада шестидесятых — это песни про двор, в котором замечательный сосед и черный кот за углом, это спокойный и интимный разговор о том, что вечер добрый, а на острове Сахалин — нормальная погода. Это люди: Магомаев и Кристалинская, Пахмутова и Таривердиев, Саульский и Бабаджанян. Это нездешний шик и нездешний звук: от джаза до твиста, от электрогитар до электроорганов.
Людмила Гурченко, 1956 год, «Песенка о хорошем настроении».
Музыка: Анатолий Лепин. Слова: Вадим Коростылев.
А также «Пять минут» авторства Владимира Лифшица, песни из главного кинохита 1956 года — «Карнавальной ночи», одного из первых фильмов наступающей хрущевской оттепели. Картина тут же сделала Гурченко всесоюзной звездой, а обе песни по сей день остаются новогодней классикой, без которых 31 декабря не обходится почти ни один телеконцерт.
Николай Рыбников, 1957 год, «Марш высотников».
Музыка: Родион Щедрин. Слова: Владимир Котов.
Она же «Марш монтажников», она же «Не кочегары мы, не плотники». Заглавная песня из фильма «Высота». С ней Николай Рыбников окончательно превращается в главную суперзвезду советского экрана (первый шаг был сделан годом ранее — в «Весне на Заречной улице») и исполнителя самых знаковых песен ранней оттепели, полных оптимизма гимнов весне и труду.
Рашид Бейбутов, 1958 год, «Ах эта девушка».
Музыка: Андрей Бабаев. Слова: Мирзо Турсун-заде, Гарольд Регистан.
Главная песня из таджикского фильма, переведенная на русский живущим в Узбекистане поэтом и сыном армянского поэта, автора гимна СССР, и прославленная в исполнении азербайджанского певца. Эстрада южных и восточных республик Советского Союза заявляет о себе громко и ясно.
Нонна Суханова, 1961 год, «Песня о морском дьяволе».
Музыка: Андрей Петров. Слова: Соломон Фогельсон.
Фильм «Человек-амфибия» стал одной из первых советских картин, которую критика разгромила, а зрители страстно полюбили. Фантастическая история в зарубежных декорациях, да еще и с такой музыкой: посвящением моряку, который слишком много плавал.
Леонид Утесов, 1961 год, «Московские окна».
Музыка: Тихон Хренников. Слова: Михаил Матусовский.
Через шесть лет после исполнения Утесов фактически уйдет со сцены, «Московские окна» — финальный поклон маэстро. Окна в сумраке зажглись, пора и на покой.
Майя Кристалинская, 1961 год, «А снег идет».
Музыка: Андрей Эшпай. Слова: Евгений Евтушенко.
Композитор Андрей Эшпай равным образом вольготно чувствовал себя и в качестве сочинителя громогласных симфоний, и в качестве автора тончайших поп-хитов. Пик его карьеры — вот эта трогательнейшая песня о любви из фильма «Карьера Димы Горина»: о том, как герой Александра Демьяненко сперва из соображений порядочности поехал в тайгу решать финансовые вопросы, страшно влюбился и остался, кажется, насовсем.
В эти годы было ещё много замечательных исполнителей и не менее замечательных песен.
Если Вам понравилась статья, то в следующих публикациях могу рассказать о музыке этого времени ещё.
Пишите Ваше мнение в комментариях.