Анастасия Бушуева
Журналист, участник программы «Учитель для России» набора в 2017–2019 годах
Школа для национального меньшинства российских немцев – явление, переживающее сегодня активный этап становления. Фидбек детей позволяет ему развиваться в верном направлении. Участники этнокультурного семестра на острове Зюльт рассказывают, как именно им хотелось бы изучать историю и культуру своих предков, а также какими они видят своих учителей.
Дарина Гаас, 17 лет, с. Цветнополье, Омская область
Мне интересно было бы попробовать себя в роли преподавателя. Например, когда у нас проходил день самоуправления в омской школе, я вела немецкий язык у 3-го класса. Да, было сложно организовать детей, но в то же время довольно интересно. Из предметов этнокультурной школы легче всего мне дается искусство российских немцев. Я могла бы подготовить занятие о картинах, которые мне больше всего нравятся. А еще в школе в Цветнополье, мне так кажется, мы не так много говорим на немецком, как могли бы. Было бы здорово, если и вне уроков учителя и ученики, которые знают язык, общались бы на нем между собой. Вне урока нам было бы легче включиться в говорение. Можно было бы выбрать один день в неделю, когда все говорят только на немецком.
Роман Маркус, 16 лет, Томск
После моего первого летнего семестра в Сочи в 2018 году у меня появилось огромное желание учить немецкий язык и разбираться в истории российских немцев. В своей школе я бы хотел отдельный урок, посвященный нашей истории и культуре. Мне нравится заниматься в группе по 10–12 человек, занятия могли бы проходить не только в школьном кабинете, но и в других местах, чтобы как-то разнообразить урок. Что касается учителя, то его предмет в первую очередь должен быть интересен ему самому. Такое очень чувствуется. Я не знаю, как это описать… Могу взять в пример Виталия (Шмидта, учителя истории российских немцев на проекте на Зюльте. – Ред.), с которым мы придумывали и оформляли музей российских немцев. Он не просто вел занятия, ему самому в процессе хотелось узнавать что-то новое, углубляться в предмет, который он и так знает.
Екатерина Лоик, 16 лет, Новосибирск
Мне очень понравилось делать музей истории российских немцев. Это не было похоже на обычное обучение. Мы сами придумывали экспонаты, креативили. Если бы это было в моей школе, я бы точно с радостью приходила на урок. Обычно мы изучаем что-то, в основном делая конспекты. А здесь мы ставили сценки, придумывали оформление стендам, рисовали, сочиняли тексты сами. Причем мы не просто изучали какую-то тему, а обыгрывали ее так, чтобы всех вокруг этим заинтересовать. Были интересны идеи групп, работавших с другими периодами истории российских немцев. Как они использовали музыкальное оформление, как представили все в виде картинок. Оказалось очень наглядно. Одна группа начала экскурсию вообще не внутри, а снаружи музея. Это было классно!
Владислав Старцев, 17 лет, Сыктывкар
Говоря про этнокультурное образование в моей школе, в первую очередь хотелось бы, чтобы оно не было монотонным. Это самое главное. Также, я считаю, обучение должно включать исследовательскую работу. Творческое усвоение знаний. Причем важно, чтобы мы сами могли выбирать, что исследовать, чтобы нам это не навязывали. Хотелось бы больше мероприятий, где можно соревноваться по командам. Чтобы наша школа участвовала в проектах, связанных с российскими немцами, и у нас была возможность выезжать в другие города и встречаться там с другими ребятами. Если есть интерес, то будут и возможности, поэтому, думаю, я готов помочь продвигать все это, главное найти единомышленников и обсудить все это со взрослыми людьми, а там уже будет ясно.
Учитель должен быть человеком добрым и дружелюбным, но и строгим в то же время, когда это необходимо. Хорошо, когда учитель и ученик на одной волне, так сказать. Часто в наших школах такого не происходит, и от этого учителя и ученики ненавидят друг друга. Благодаря нашим преподавателям на Зюльте я смог пересмотреть свои взгляды на некоторые вещи. Немецкий я долго до этого изучал и хорошо знаю. Но на самом деле он не сильно привлекал меня раньше. Сейчас я по-настоящему интересуюсь языком и начал задумываться об учебе за границей, в частности в Германии
Екатерина Сергеева, 15 лет, Омск
То, что происходит здесь, на Зюльте, мне очень нравится. Думаю, созданы все условия для того, чтобы мы многое узнали. Разве что стеснение может помешать кому-то из нас взять не так много, как он мог бы. А дома, в школе, где я учусь, у нас мало специалистов, которые хорошо разбираются в этой теме. Можно было бы привлекать людей, разбирающихся в истории российских немцев, переводчиков с немецкого языка. Также мне хочется, чтобы наши занятия в России были похожи на занятия здесь, на летнем семестре. Чтобы в течение урока появлялись паузы и задания, выполняя которые можно подвигаться. Тяжело воспринимать информацию все время сидя.
Еще здесь мы общаемся с учителями немного иначе. Можем высказываться свободно на разные темы. В моей школе есть четкие рамки, за которые мы не можем выходить. Мне кажется, учитель сам должен стать для ребенка одной из причин изучать немецкий язык и историю российских немцев. И, на мой взгляд, учителю следует быть организованным и не отходить от темы, когда это не нужно. Некоторые учителя слишком просто бросают тему и заводят долгие разговоры про личную жизнь. Про все что угодно, кроме учебы. Это неправильно, непедагогично и странно.