Найти тему
Журнал "Лучик"

У кого толще?

В принципе быть богатым – это не страшно и не позорно. Богатый человек вполне может быть и человеком умным, и человеком добрым, и человеком образованным, и человеком воспитанным. Однако существует и вечный герой анекдотов, который слабо представляет себе, что можно (и нужно) делать со свалившимся на него богатством.

Ещё древнеримский поэт Ювенал в своих сатирических стихах высмеивал богачей, которые напяливают на себя столько тяжёлых драгоценных перстней, ожерелий, серег и других украшений, что в тёплую погоду с таких щеголей льётся самый настоящий пот. И поэтому они заказывают у ювелиров для себя отдельно «зимние» (то есть более тяжёлые) и «летние» (облегчённые) наборы драгоценностей!

До нас дошёл рассказ (хотя многие историки считают его вымыслом) – о прогулочной яхте тирана Гиерона II, правителя города Сиракузы. (Да-да, это тот самый тиран Гиерон, для которого Архимед занимался известным нам ещё по школьному учебнику расследованием – из чистого ли золота сделана царская корона?) Гиерон, по сохранившимся историческим сведениям, был человеком ну просто запредельно богатым, и как-то раз решил обзавестись собственной прогулочной «яхтой». Корабль назывался «Сиракузянка», или, по другим сведениям, «Сиракузия». Яхта получилась фантастической даже по нынешним временам!

Выглядела "Сиракузия" примерно так
Выглядела "Сиракузия" примерно так

Проектировал яхту (точнее, корабль) сам Архимед, а строил знаменитый мастер Архий Коринфский. На борту могло размещаться 2000 человек гостей и 200 солдат охраны! Вот как описывает «Сиракузянку» древний историк Афиней Навкратийский (жил он, правда, не во времена тирана Гиерона, а в III веке уже нашей эры, то есть почти полтысячи лет спустя, так что ко всем его описаниям нужно относиться с осторожностью):

...Три коридора внутри корабля, вели в трюм, в каюты гостей и помещения охраны. Все помещения имели пол, выложенный мозаикой из разноцветных камней, изображавшей всю поэму Гомера «Илиада». У верхнего прохода были устроены гимнастический зал и прогулочный парк невиданных размеров. Были там и разнообразные сады с растениями, которые поливались водой из особых свинцовых труб. Был там и храм богини любви Афродиты с полом, выложенным агатами и другими драгоценными камнями, какие только бывают в Сицилии...

Какова же была судьба чудесной яхты?

После того, как её спустили на воду, выяснилось, что на всём Средиземном море есть только две гавани, в которые она может зайти – это собственно Сиракузы и Александрия в далёком Египте. Гиерон подумал-подумал, и – «ну я же богатенький Буратино, я всё могу!» – отправил «Сиракузянку» с грузом зерна в Египет, в подарок правившему там царю Птолемею III Эвергету. Птолемей велел подарок вытащить на берег – где корабль потихонечку разобрали «на скульптуры и картины».

Историки до сих пор спорят – была ли «Сиракузянка» выдумкой древних авторов. Свыше двух тысяч пассажиров – это, пардон, масштабы как минимум начала XX века! Знаменитый печально пароход «Титаник», затонувший в 1912 году, был рассчитан на 2400 пассажиров! А сколько пришлось вырубить корабельного леса рабам Гиерона для постройки такого огромного судна? Были ли вообще на острове Сицилия такие леса и рощи, чтобы суметь построить «диво-дивное» античного кораблестроения? Не является ли рассказ о корабле с храмами, гимнастическими залами и мраморными банями голой фантазией?

Однако в XV веке в Италии, в озере Неми, неподалёку от Рима, были сделаны чудесные находки. Местные рыбаки, закинув сети поглубже, неожиданно выловили самые разные предметы – позолоченные доски, посуду, обломки мраморных скульптур...

-3

В 1444 году кардинал Колонна, тогдашний владелец этих мест, приказал прислать самых искусных ныряльщиков – и те подтвердили: на дне озера, на относительно небольшой глубине, лежат два гигантских древних корабля! Кардинал Колонна приказывает поднять корабли, но как это сделать? В 1535 году некий Гильельмо де Лоррена вызывается совершить эту операцию – для чего конструирует, наверное, первый достоверно описанный в документах водолазный шлем. Это был цилиндр высотой в 1 метр и диаметром в 60 сантиметров со стеклянными «окошками» в стенках. Надевался этот прибор на голову и грудь «водолаза»... Однако успехом попытка не увенчалась.

Не смогли поднять корабли со дна озера и в 1827 году, несмотря на возросший уровень науки и техники. И немудрено – оба корабля в длину были свыше 70 метров, то есть вполне сравнимо с современными речными круизными теплоходами. В ширину же древние корабли были около 25 метров – это очень много. 28 метров – это ширина того самого «Титаника»! Корабль «Васа», про который мы недавно рассказывали, для своего времени считался очень крупным – и в длину он был «всего» 62 метра...

Поднять гигантские древние яхты с шестиметровой глубины удалось только в 1929 году. Впрочем, «поднять» – слово не очень правильное. По приказу фашистского диктатора Муссолини, обожавшего всё древнеримское и абсолютно не считавшегося с затратами, были построены дамба и отводной канал, после чего мощными насосами из озера Неми просто взяли и... выкачали воду, опустив уровень ни много ни мало на 22 метра! Затем под древние корабли подвели специальные рельсы и с их помощью вытащили древние суда на берег, в специально построенный для них на берегу озера музей.

Поднятые суда оказались... роскошными увеселительными яхтами, уменьшенными копиями той самой «Сиракузянки» тирана Гиерона!

Посетители осматривают яхту озера Неми
Посетители осматривают яхту озера Неми

На их подводной части было специальное покрытие из свинцовых пластин для защиты от обрастания морскими животными и водорослями. Но зачем такое покрытие в пресноводном, довольно небольшом (всего 1 километр в диаметре) озере Неми? Специалисты сделали вывод: яхты делали по какому-то очень древнему проекту, причём «тупо скопировали», совершенно не думая о целесообразности применения дорогой свинцовой обшивки. Типа «деньги есть, у нас их много – ну и ладно!». И вообще, создавалось впечатление, что корпус корабля делала одна группа мастеров, а все надстройки – совсем другая. Однако размеры яхт были просто головокружительными – одни только найденные рулевые вёсла были в длину больше 11 метров! С трёхэтажный дом!

Относительно целыми сохранились только корпуса судов, от драгоценной отделки оставались только следы. Но археологам и этих следов вполне хватило, чтобы понять, насколько роскошными были эти корабли! Полы в помещениях – в точности как в сочинениях Афинея – покрывали мозаики из разноцветных камней и различных сортов мрамора. Мраморными были и колонны, поддерживающие потолки. Балки из ценных пород древесины были украшены позолотой. На одном из кораблей располагался храм богини охоты Дианы. Повсюду были скульптурные украшения из позолоченной бронзы – в общем, обе яхты просто «кричали» о богатстве и роскоши своего владельца. Но кто же был этот владелец? На свинцовых трубах, через которые в каюты подавалась вода (да-да, на яхтах был даже водопровод!) обнаружили клеймо: «Собственность Гая Цезаря Августа Германика». Император Гай Цезарь Август Германик в истории более известен под своим детским прозвищем – Калигула (то есть буквально «Сандалик»)...

-5

В книге «Жизнь двенадцати цезарей» древнеримский историк Светоний пишет об этих кораблях вот что:

...В роскоши Калигула превзошёл своими тратами самых безумных расточителей. Он выдумывал неслыханные омовения, кушанья и пиры, купался в благовонных маслах, пил драгоценные жемчужины, растворённые в уксусе, хлеб и все блюда подавались на чистом золоте. Он построил корабли в десять рядов вёсел, с жемчужной кормой, с разноцветными парусами, с огромными купальнями, портиками, пиршественными покоями, даже с виноградниками и плодовыми садами. Пируя в кораблях средь бела дня, он под музыку и пение плавал вдоль берега... Огромное состояние Тиберия, своего предшественника, – два миллиарда семьсот миллионов сестерциев, – он промотал меньше, чем в год...

Калигула был императором всего лишь три года и десять месяцев. В 41 году нашей эры он был убит заговорщиками, роскошные яхты практически сразу же после смерти владельца «ободрали» от всего ценного и торопливо затопили...

Примерный вид яхты с озера Неми
Примерный вид яхты с озера Неми

К сожалению, шедевры древнеримских корабелов до наших дней не сохранились. 31 мая 1944 года, во время отступления немецких войск из Италии, яхты в музее озера Неми были сожжены. До сих пор историки ожесточённо спорят, что же произошло в тот роковой день – итальянцы и немцы утверждают, что музей был повреждён бомбами и снарядами союзников, которые и виновны в гибели уникальных экспонатов. Англичане и американцы, напротив, предпочитают утверждать, что корабли специально сожгли то ли итальянские фашисты, то ли немцы – а именно отступающие эсэсовские части. Впрочем, уже неважно – кто был виноват. От роскошных увеселительных яхт императора Калигулы, две тысячи лет хранившихся на дне озера, остались только бронзовые детали да несколько сильно обгорелых балок...

Ну а это наши дни:

-7

Парковочка такая...

-8
-9