Найти тему
Клерк.Ру

Электронные подписи и МЧД в 2023 году: как будем работать

Оглавление

С 1 сентября 2023 года должен был закончиться переход на КЭП физлиц и машиночитаемые доверенности. Однако право пользования прежними сертификатами продлили еще на год. Рассказываем, как вести кадровый электронный документооборот по новым правилам, и какой окончательный срок для выпуска МЧД.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кого коснулись изменения

В закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» внесены поправки, согласно которым:

  • Сертификаты КЭП на руководителя компании и ИП можно получить только в УЦ ФНС или у его доверенных лиц (аккредитованных центров).
  • Сотрудники должны иметь личную квалифицированную электронную подпись физлица, без привязки к конкретному работодателю.
  • Для того чтобы сотрудник с сертификатом КЭП физлица мог действовать от имени компании, на него дополнительно оформляется МЧД — машиночитаемая доверенность.

Новшества фактически касаются всех организаций и ИП, если они имеют сотрудников и привлеченных специалистов вне штата, которые:

  • сдают отчетность в контролирующие органы;
  • участвуют в тендерах;
  • обмениваются электронными документами с контрагентами;
  • ведут кадровый документооборот с удаленными работниками;
  • иным образом представляют работодателя в процессе ЭДО.

Что будет:

В результате у сотрудника на руках будет один сертификат КЭП и несколько доверенностей — для разных задач от разных работодателей, что удобно, в том числе для самозанятых лиц и фрилансеров. Кроме того, с КЭП физлица можно решать не только рабочие, но и личные дела.

В чем смысл изменений:

Внедрение новых правил исключит ситуации, в которых персонал использует сертификат директора, чтобы подписать электронные документы, в том числе без его ведома и согласия. Теперь точно будет известен подписант, допустивший ошибку или нарушение. Безопасность электронных сделок в бизнесе повысится.

МЧД также позволяет быстро управлять полномочиями работников: менять их при назначении на новую должность или отзывать при увольнении.

Все о КЭДО — в одном подробном гайде: нюансы законодательства, преимущества электронного взаимодействия, алгоритм организации и внедрения на предприятии.

Когда КЭП физлица и МЧД потребуется в кадровой работе

Напомним, что с ноября 2021 года государство на законодательном уровне позволило компаниям вести кадровый документооборот в электронном виде (ст. 22.1-3 ТК, приказ от 20.09.2022 Минтруда № 578н).

Работодатели для оптимизации трудозатрат и экономии финансов могут частично перевести кадровые документы в электронный вид. Дублировать такие экземпляры на бумажном носителе не нужно.

На бумаге остаются только:

  • трудовые книжки, если сотрудник сохранил право на вед«ние бумажной трудовой книжки;
  • приказы об увольнении;
  • акты о несчастных случаях на производстве;
  • документы, подтверждающие прохождение инструктажей по охране труда.

Остальные кадровые документы разрешено оцифровать.

Помимо снижения расходов на канцелярию, архив, оплату труда работников отдела кадров, это дает компании: надежную защиту персональных данных, удобное взаимодействие с «удаленщиками, стопроцентную сохранность и быстрый поиск нужного документа в информационной базе.

Если предприятие использует КЭДО, оно обязано придерживаться требований приказа Минтруда № 578н. Этот нормативный акт закрепляет структуру кадрового электронного документа и его составные элементы, в том числе машиночитаемую доверенность как приложение.

Формат использования МЧД и личного сертификата сотрудника в КЭДО такой же, как и во внешнем документообороте.

Руководитель передает часть своих полномочий в кадровой работе сотруднику отдела персонала. XML-файл с машиночитаемой доверенностью в таком случае содержит идентификатор — «Подписание кадровых документов от лица работодателя».

Работник отдела персонала компании может подписать своей КЭП с приложением машиночитаемой доверенности следующие документы:

  • трудовой договор, дополнительные соглашение и приложения к нему;
  • соглашения о конфиденциальности (NDA);
  • соглашения о материальной ответственности;
  • согласие на перевод на другую работу или должность;
  • приказы;
  • информационные письма, уведомления и иные массовые документы;
  • служебные задания;
  • ученический договор и т.д.

Какой последний срок для перехода на КЭП физлица и МЧД

Переход к использованию машиночитаемых доверенностей в КЭДО окончательно завершится к 1 сентября 2024 года.

Еще год можно подписывать цифровые документы двумя способами:

  • КЭП юрлица до окончания срока ее действия, либо
  • КЭП физлица с приложением файла МЧД.

Далее останется только второй вариант.

Сертификат сотрудника компании в прежнем формате, выданный до 1 сентября 2023 года, будет действителен до окончания своего срока — не позднее 31 августа 2024 года, и продлить его будет уже невозможно.

Рекомендуем позаботиться о переходе на новый порядок работы сейчас, чтобы заранее определиться с оператором, при необходимости обновить ПО, обучить сотрудников и без спешки организовать выпуск КЭП и МЧД.

ELMA 365 КЭДО обеспечивает комплексную автоматизацию кадрового документооборота.

Сервис объединяет более 25 процессов, что позволяет консолидировать весь кадровый цикл в одной системе: от приема нового сотрудника до оформления командировки или сверхурочной работы.

  • Гибкие маршруты согласования и удобная адаптация под потребности компании.
  • Интеграция с разными учетными системами.
  • Распознавание бумажных документов и перевод их в цифровой вид.
  • Конструктор новых документов.

Получите пробный период ELMA 365 КЭДО бесплатно через 1 рабочий час после уточнения вводных по настройке!

Реклама: ООО «ЭЛМА» ИНН 1831197044, erid: LjN8KXbpw