Мне каждый раз ребенка жалко, когда подобные «разборки» анализирую. Девчонке всего шесть лет, а она уже предмет торга между родителями. Печально все это.
Не так давно разбирал аналогичную ситуацию, в которой выселить ребенка из квартиры пыталась родная бабушка. В сегодняшней ситуации вместо бабушки отец, согласитесь, разница есть.
«А езжай-ка ты, доченька... к бабушке»
Квартиру гражданин приобрел еще за 7 лет до вступления в брак, сомнений в том, что она не является общей собственностью бывших супругов быть не может.
После расторжения брака бывшая супруга наотрез отказалась прекращать регистрацию и покидать жилое помещение, заявив, что будет проживать в квартире вместе с дочерью до ее совершеннолетия.
Отец ребенка предложил очень странный вариант решения проблемы — зарегистрировать дочь в квартире своих родителей. Заручился заключением психолога о прекрасных отношениях бабушки и дедушки с внучкой, заключением органов опеки о наличии всех необходимых условий для проживания ребенка.
Почему предложение отца девочки считаю странным?
Все дело в том, что мать имеет право проживать с собственным ребенком. В ходе бракоразводного процесса суд оставил ребенка проживать с матерью. Получается, что в случае регистрации девочки в квартире родителей отца, мать ребенка должна быть зарегистрирована там же.
То есть сам мужчина жить с бывшей женой и дочерью не желает, пусть с ними живут бабушка с дедушкой? Или он предлагал поселить к родителям только ребенка, а мать пусть живет где хочет? Непонятная для меня позиция.
Суды встали на стороны матери с ребенком
Суды трех инстанций вынесли решение не в пользу мужчины, поэтому изложу правовую позицию обобщенно, не разделяя на позицию каждой инстанции.
- Статья 55 Семейного кодекса устанавливает, что расторжение брака родителей, признание его недействительным, или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что данные обстоятельства не влияют и на жилищные права. Поэтому прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка, проживающего в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением.
- Доводы отца ребенка о возможности регистрации в квартире ее матери были отвергнуты судами — сам факт наличия у матери ответчицы недвижимого имущества не свидетельствует о возможности приобретения ответчицей права пользования в доме своей матери.
- Поскольку сторонами не отрицается, что после расторжения брака дочь осталась проживать с матерью, за бывшей супругой должно быть сохранено право безвозмездного пользования жилым помещением.
Итог — за дочерью мужчины и его бывшей супругой сохранено право безвозмездного пользования жилым помещением до наступления совершеннолетия ребенка, то есть до 15 марта 2031 года.
С бывшей женой собственник квартиры проживать не может, между ними сложились крайне неприязненные отношения. В результате мать и дочь проживают в квартире одни, отец ребенка проживает в другом месте.
Предлагаю порассуждать о справедливости исхода дела, но не забывать при этом о действующем правовом регулировании.
Источник: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 06.02.2020 №8г-3572/2019.
Подпишитесь на канал
Не пытаюсь создать лучший в мире канал о праве — показываю способы решения конкретных юридических проблем в структурированных кейсах.
Буду рад вашей отметке «палец вверх», если материал был полезен.