Найти тему

Проблемы современной школы сегодня чувствует каждый учитель, каждый ученик и его родитель.

Рассмотрим по порядку эти проблемы. Начнем с учителя.

Сдельная оплата труда педагога при низкой ставке (не рассматриваем столичные тарифы) заставляет его набирать непомерное количество часов (при норме 18-20 приходится чаще отрабатывать 30 – 40), что бы хоть как-то повысить свою заработную плату до сносного уровня. Это не лучшим образом сказывается на качестве работы любого педагога. Он, как загнанная лошадь пашет! И что получает взамен? Он получает гипертонию, испорченные нервы и огромную усталость, а в конечном счете - профнепригодность. Есть у педагога формальная возможность получать материальное поощрение за качество своей работы. Надтарифные выплаты производит непосредственно директор школы или детского сада. Нередко, распределение этого фонда производится субъективно и не всегда справедливо. Бумажная и электронная отчетность современного педагога занимает огромное количество времени, которое рациональнее было бы тратить на подготовку ярких и интересных уроков. Меня удивляет позиция армии современных методических служб в системе образования, которая не может разработать на всю страну достойное и производительное программное обеспечение, которое могло бы сделать работу педагогов удобной и эффективной. Если посмотреть внимательно требования к отчетности педагогов и воспитателей, то можно упасть в обморок от той несусветной бредятины, которую должен писать каждый день учитель.

Ставки лаборантов в школах и ВУЗах были ликвидированы. В результате оснащение естественно научных кабинетов в лучшем случае лежит на полках, или пришло в негодность. Ремонт и эксплуатация учебных пособий и приборов отданы на откуп педагогов-энтузиастов.

А что же при этом достается ученику? Начнем с мотивации. Главной мотивацией остается оценка на выпускном ЕГЭ. Вроде бы все нормально. Только вот беда – не получение знаний, умений и навыков в приоритете, а умение сделать удачные ответы на серию тестовых вопросов на экзамене. Здесь ребенку нет альтернативы выбора.

Разве может тестовая матрица определить креативность мышления испытуемого, его гражданскую позицию, кругозор и способность отстаивать личную точку зрения? Это как раз те качества, которые всегда ценились при отборе абитуриентов. ЕГЭ не может определить, может ли отдельно взятый отрок быть педагогом, конструктором, врачом или мастером. Это определит конкурс аттестатов кондово и формально. Вот и получается, что школьнику достается часто формальное образование без приоритетов для развития его способностей, кругозора и личностных качеств.

Тепрь о личном каждого школьника. Наше государство почему-то, никого не спросив, решило, что воспитание и образовательный процесс – это разные вещи. Наверно наши чиновники в системе образования не знакомы с наукой – педагогикой, где воспитательный и образовательный процессы всегда выступают в единстве и не работают разобщенно. Я преклоняюсь перед теми педагогами, которые приняли на свои хрупкие плечи классное руководство и хоть как-то пытаются за отведенные на это мизерное количество часов что-то изменить в современной парадигме образования.

Что получает в результате наш ни в чем не повинный среднестатистический школьник? В первую очередь – массу информации. А нужно ли это ему, вы не задумывались? И что же он не получает? Не получает он развития своих, часто забитых дурацкой педологической системой, способностей. Благодаря усилиям системы образования кругозор его ограничивается, в лучшем случае, учебником.

Что получают в результате родители? Они получают непомерные затраты на репетиторов (нередко платят тем же педагогам, которые утром ведут у их ребенка уроки), прочие школьные поборы (ведь во благо их же чад!) и головную боль на родительских собраниях от слов, что совсем не занимаются своим ребенком.

А вот что получают потом педагоги высшей школы? У нас ведь все туда стремятся (что совсем не плохо)! В ВУЗе ломают голову, как скорректировать программу первого курса, что бы исправить недостаток базовых знаний у абитуриентов, которые они (не смотря на высокие баллы ЕГЭ) не смогли получить в школе.

Я не открываю америку. У меня семеро внуков, и все они учатся в школе, в ВУЗе, сам много лет посвятил педагогике, жена воспитатель. Так что все это вытекает из личного опыта. Между прочим, у меня есть с чем сравнивать. Школу-то я закончил в 1968 году!

Безусловно, талантливые педагоги еще не перевелись на Руси! Умные родители помогут своему чаду узнать то, что не может дать ему школа! Таланты найдут свое призвание! Но готовность будущих специалистов взвалить на свои плечи инновационную экономику и поставить страну во главу развитых стран мира рождается именно в школе и именно сегодня. Самые выгодные инвестиции во все времена были в образование. И не только в деньгах заключена эта проблема. Управлять в сфере образования должны талантливые и умные специалисты, а не карьеристы!