Огонь всегда вызывал особое благоговение и уважение у всех народов мира с давних времен. В народной космогонии существует поверье о небесном, подземном и земном огне, которые соотносятся с мирозданьем. От небесного огня появились солнце и луна и звезды. Подземный огонь считается адским. В языческое время огонь почитали в культе Перуна и Сварога.
В древнерусских космологических поверьях существует легенда об огромной рыбе или змее, которая покоится в огненном море (реке). Если чудовище начнет движение, то огненная река растечется и наступит конец света.
Огнем никогда не пренебрегали, потому что от него часто зависела жизнь – без него не приготовить пищи, не отогнать диких животных, не осветить в конце-концов избу.
Добыча огня у всех славян было достаточно схожей, но различалась техника.
Добывали огонь при помощи огнива, спичек. В особых случаях друг о друга тёрли два куска сухого дерева. Огонь, добытый таким способом считался живым, новым, самым хорошим.
Зеленин: «Самый простой способ показан на рис. 51: берутся два гладко обтесанных четырехугольных сухих ясеневых бруска в 1 м длины и 10—12 см толщины. В один из них вбиты на концах два маленьких топких колышка, которые служат рукоятками; в середине другого имеется небольшой желобок, в который положен кусочек берестяного трута. Брусок с трутом кладут на землю или привязывают трутом вверх к какой-либо неподвижной деревянной колоде. На него кладут второй брусок и трут им первый до тех нор, пока не загорится вложенный в нижний брусок кусочек трута.»
Для сохранения огня служила загнета – углубление в боковой стенке перед устьем печки.
Хозяйки всегда заботились о том, чтобы в печи были горячие угли, из которых можно вздуть огонь. В Белоруссии, при переезде в новую избу крестьяне перво-наперво несли туда огонь – горячие угли, собранные в глиняный горшок. Глава семьи проносил горшок вдоль всех стен, останавливаясь в каждом углу, затем разжигал этими углями дрова.
Так как огонь особо почитался, то был строгий свод правил в обращении с ним: запрещено было мочиться, плевать в огонь, бросать в него нечистоты. Нельзя было гасить огонь затаптывая его.
У малороссов бытует поверье, что огонь испытывает жажду и ему становится жарко, если в печке не стоит вода.
В отличие от огня, добытого трением, огонь из спички считается обыкновенным и не имеет никакой силы. Поэтому давать кому-то спички вполне безопасно, так как колдуны и лихие люди не могут с помощью него причинить вред.
Особое место занимает огонь, возникший от удара молнии. Считается, что такой огонь обладает особой силой и водой его невозможно погасить. Поэтому во время пожаров от молнии в качестве тушения используют молоко и квас. Вносить такой огонь в дом опасно и не к добру, не смотря на его «небесное» происхождение.
Источники:
Д.К. Зеленин «Восточнославянская этнография»
Н.И. Толстой «Этнолингвистический словарь славянские древности»