В 2010г в Швейцарии в возрасте 86 лет умер известнейший музыкант Рудольф БАРШАЙ.
Мы должны сказать огромнейшее спасибо режиссёру Олегу До´рману и другим создателям этого фильма. Они успели. Они создали прекрасный фильм-биографию… Последние дни Баршая… Его взгляд на музыку, на жизнь, на свою жизнь…. Это вышло очень здорово…
В фильме показаны и похороны Баршая (похоронят его в Швейцарии).
Баршая называют альтистом. На фото наверно в футляре альт прикрыт похоронной лентой.
СКРИПКА И АЛЬТ
АЛЬТ – это большая скрипка. Играть на ней учатся уже в зрелом возрасте, освоив скрипку.
Вот так выглядит футляр для альта.
На похоронах Баршая мне запомнились блины. Тут же у могилы поминают блинами. У великих людей всё как-то не так. Не по-нашему. По идее руки ведь грязные. Три горсти ведь в могилу нужно было бросить. Но мне понравилась сама идея. Блин сворачивается крестом… Это по-христиански…
В фильме очень красиво смотрится Швейцария. Маленький городок. Последний приют Баршая.
Смотрю на два скриншота ниже. И кажется, что это два разных кабинета.
На этих столах лежали нотные записи, партитуры…
И до конца жизни глаза и руки великого мастера изучали эти ноты.
Вот таким Баршай предстаёт в фильме. Такие рыжие усики он носил в старости.
Интересно показана жена Баршая. Баршай назвал её органисткой. Её имя не звучит. И слов она никаких не произносит. Показано, как она играет.
И как по лестнице поднимается к своему инструменту. Там просто так не пройдешь, нужно открыть замок и поднять решётку.
Это наверно местная церковь… На одной из скамеечек пустого зала Баршай был показан слушающим органную музыку…
Но начнём с начала.
Рудольф Баршай (в фильме он часто вспоминает, как друзья и родители называли его «Рудиком») родился в 1924 году, в Краснодарском крае.
Его мать – дочь кубанского атамана.
И тут лично я был очень сильно удивлён… Я никогда ничего не слышал про СУББОТНИКОВ. Это русские, перешедшие в иудаизм… Атаман, казачество, исповедующее иудаизм… Меня очень удивило!!!
Но вернёмся к Рудольфу Борисовичу.
Мать получила образование в Майкопе, в каком-то приличном заведении для благородных девиц.
Там она и познакомилась с будущим мужем-коммивояжером.
Мамин папа был рад, что дочь выходит замуж за еврея.
В отличие от Лилианы Лунгиной (другой героини Олега Дормана), у Баршая старые фотографии не помяты и не потрёпаны…
Удивляет, что Баршай очень много говорит о красоте своей матери.
Это он маленький, с мамой
и с папой.
Баршай говорит, что помнит, как раскулачивали в 1928-м. Отец знал, что в 4 утра за ними придут. Как его укутанного посадили на телегу или сани…
Куда их увезли – не сказано.
Вот уже эти деятели искусства!
Смотрю я сейчас на свои скриншоты и что-то путаюсь.
Это родители. Они молодцы. Всю жизнь прожили вместе. Не люблю я эту беготню и новые семьи.
Папа похоронит маму и будет горевать.
Здесь логично, что Рудик на руках у папы.
Рудик рос, а папа молодел от счастья??? Какая-то нестыковка. Наверно вверху отец с внуком.
Любовь к музыке возникла после «Лунной сонаты» Бетховена. Хороший вкус! Мне она тоже нравится!
Тут, кстати сказать, ирония судьбы. Швейцария судьбы. Сонату №14 31-летний Бетховен написал в 1801г. и посвятил своей 18-летней ученице Джульетте Гвиччарди, в которую был влюблён и на которой хотел жениться… И только в 1832 году какой-то музыкальный критик назвал эту сонату Лунной, сравнив это произведение «с лунным светом над Фирвальдштетским озером».
А это озеро в центральной части Швейцарии.
Но вернемся в неуказанное место ссылки семьи маленького Баршая. Вот он.
Очарованный «Лунной сонатой», Рудик попросил у папы пианино, но получил скрипочку.
Не сразу его приняли в консерваторию…
Учился Баршай у «патриархов». Вот один из его учителей – ЦЕЙТЛИН. Патриарх русской скрипичной школы.
Других патриархов приводить не буду, а то сам запутаюсь и Вас запутаю.
Баршай вспоминает, как выступали на фронте перед бойцами. Как раненый грузин попросил исполнить «Сулико» и как потом плакал… Суматоха войны. Баршай рисует такую невероятную картину. Немецкий солдат отбился от своих, выходит к людям… А тут концерт Баршая и компании… И немец просто садился и слушал… И это вроде как не единичный случай… Не хочу пересматривать, но что-то такое было…
Баршай вспоминает, как травили Шостаковича, Прокофьева, их детей. Осуждает клоуна Карандаша. Его собака (Клякса наверно) бегала по роялю… И на вопрос «Что делает Ваша собака?» он отвечает: «Играет новую симфонию Шостаковича». После этого Баршай пошёл к Шостаковичу. Хотел поддержать. Сидели молча. Потом Шостакович достал вино и шоколадные конфеты. Выпили. Вроде бы тоже молча.
Единственный политический деятель в речи Баршая в фильме – это Сталин… Других не упоминает совсем.
Согласно Баршая, по радио передавали пульс и всякое такое умирающего Сталина и звучала траурная музыка… Впервые слышу и с трудом представляю себе такое…
Главный патологоанатом страны был дедушкой хорошего знакомого. За ним пришли. «Прошу Вас следовать за нами». Родственники подумали, что арест. Получается, он вскрывал Сталина. И вернувшись, приплясывал от радости.
Как известно, Сталин умер 5 марта 1953 года. В один день с Сергеем Прокофьевым. Баршай играл панихиду обоим.
Одна из жён Баршая была японской переводчицей. С большим трудом они смогли пожениться.
Своему «японскому» сыну он читал «Тараканище».
А потом ехали в троллейбусе, и сынишка, глядя на советские плакаты, громко сказал: «Слава, слава воробью-победителю». Процитировал «Тараканище».
Троллейбус на первой остановке опустел…
Японской жене было многое непонятно в России:
«Почему Ваши продавцы не хотят продать?»
Баршай вспоминает, как его склоняли вступить в партию. Не вступил. Как в Мексике просили подписать письмо против Израиля. Не подписал…
Интересный момент. Баршай выделил двух музыкантов: пианиста Святослава Рихтера и скрипача Давида Ойстраха как людей, с которыми очень приятно было работать вместе.
Но Святослав Рихтер похоже был близким другом… И о нём он говорит много.
БАРШАЙ И РИХТЕР
А легендарного Ойстраха больше не упомянет.
Баршай в 1955 создал Московский камерный оркестр. И был его дирижёром и руководителем до эмиграции в Израиль в 1977г (С 1979 жил в Швейцарии).
Как дирижёр он, прежде всего, и прославился.
Фильм-рассказ сопровождает огромное количество фотографий и афиш, на которых фигурирует Баршай-дирижёр.
В эмиграции выступал с лучшими западными симфоническими оркестрами…
Одной из причин эмиграции Баршай назвал невозможность в СССР исполнять произведения Александра ЛОКШИНа.
Не знал такого композитора! В СССР он был под запретом.
АЛЕКСАНДР ЛОКШИН (1920-1987)
Википедия пишет, что Локшин был уволен из консерватории в 1948г за пропаганду среди студентов «чуждой» музыки Малера, Берга, Стравинского, Шостаковича… а потом бывшие узники ГУЛАГа обвинили его в доносительстве. «Локшин меня посадил» - говорил сын Сергея Есенина, Александр Есенин-Вольпин и не только он. Но, по-видимому, Локшин был дискредитирован НКВД, чтобы прикрыть реального осведомителя.
Но вернёмся к Рудольфу Баршаю.
В фильме, подводя итоги, Баршай говорит, что главным в своей жизни считает завершение двух произведений «Искусства фуги» И.С. Баха и Десятой симфонии Густава Малера…
Вот отзыв Дмитрия Шостаковича на завершение Баршаем «Искусства фуги»:
Как видим, у Шостаковича был не очень красивый и разборчивый почерк.
Нота, ставшая названием фильма, относится к 10-й симфонии Малера. В партитуре у Малера было сильно замулёванное место… Место, где Малер сделал несколько исправлений.
Баршай нашёл его интерпретацию, нашёл нужную ноту, лёжа в постели, и от волнения «вспотел как мышь».
А перед этим были долгие поиски партитуры. В Стокгольме Баршай приехал к её владельцу домой и, став на колени, выпросил рукопись на одну ночь для копирования…
Но сейчас я открыл статью в Википедии «СИМФОНИЯ №10 (МАЛЕР)». Упомянуты десятки имён музыкантов, но Баршая среди них нет. Мне стало обидно за Рудольфа Баршая. Ведь завершение «Десятой симфонии» Малера он считал делом своей жизни.
Спасибо за внимание!