Найти тему
Нить разговора

"ПОДСТРОЧНИК" - отзыв о фильме

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это Сергей. Пока Римма увлеклась Узбекистаном и, пересказывая здесь, повторно открывает для себя очарование своей Родины… я хочу рассказать Вам о «Подстрочнике», который мы недавно посмотрели.

Подстрочник – это подстрочный перевод иноязычного текста… Это черновой перевод. Перевод с пояснениями…

Так назван фильм о переводчице Лилиане Лунгиной (она известна тем, что открыла русскому читателю Астрид Линдгрен и её Карлсона, Эмиля из Лённеберги и др. Но в целом список её переводов огромен. И с французского, и с немецкого).

-2

Эта женщина прожила долгую и яркую жизнь… Умерла она в 1998. Этот фильм был снят незадолго до её смерти, но вышел он только в 2008…

В фильме 15 серий по 25-26 минут (последняя серия чуть побольше)…

В фильме ничего не происходит. Звучит только голос Лунгиной и временами в кадре места, о которых она рассказывает, просто городские пейзажи, старые фотографии. Это киномонолог. Биография в широком культурно-историческом контексте…

Мне хотелось большего, я немного недоволен…. Но фильм я всё равно рекомендую посмотреть…

Героиня жила и в Германии, и в Палестине и во Франции. Её отец работал у Луначарского, ужинал и играл в шахматы с самим Эмануилом Ласкером… Но самое для меня удивительное - папа купил Лилиане козочку живую… Она жила у них под столом в коммунальной квартире, где 1 уборная на 15 комнаток.

-3

Лилиана в мае 1934, вернувшись к папе в Россию, увидела, как на Лобном месте Красной площади сжигают Чемберлена….. Она училась в ИФЛИ (с 1931 философию, литературу и историю из МГУ перевели в отдельный институт, но в 1941 опять вернули в МГУ). Она рассказывает о довоенных московских попрошайках и молочницах, о разгуле репрессий, о том, как она с температурой оказалась на Лубянке, отказалась сотрудничать и увидела лифт, уходящий намного этажей под землю, о тяготах эвакуации в Татарстане, где она работала журналисткой, где пускали на квартиру только за вещи… Дочь хозяйки: «Раньше вы в Москве хорошо жили, теперь мы за ваш счет поживём».

Потом лаборантом на заводе по перегонке картофеля в спирт….

И там, и там приходилось врать…

Поездки по деревням показывали, что урожай убирать некому, но в статьях приходилось писать только позитив… Картофель тупо поедался, замеры в лабораториях писались от балды.

Как без пропуска она сумела попасть в Москву, в свою квартиру, которую заняли уже новые жильцы.

Как познакомилась с мужем. И счастливо прожили 49 лет…

-4

Как в их дом приходил Твардовский. Просил водки и зачарованно читал «Один день Иван Денисовича».

Про дружбу с Викой – Виктором Некрасовым, автором «В окопах Сталинграда».

-5

Про то, как в 1974 поехали в Киев его провожать в вынужденную эмиграцию… Лишь купили билеты, сели в купе, и вошёл попутчик, представившийся секретарем киевского горкома с вопросом: «Некрасова едете провожать?». Органы всё и обо всём знали…

О том, какой неоднозначный человек был Евгений Евтушенко…

А вот этого веснушчатого парня узнаете?

-6

Это Бродский.

Был один непробиваемый член французской компартии. Он отвергал всё антисоветское, но Лунгина, познакомив его с материалами дела Бродского, добилась своего… Он порвал с компартией…

А жена этого француза была её подругой детства. Детства, проведённого во Франции. Он работала учительницей русского языка. Но по-русски говорила отвратительно. Так, как не говорят сами русские. Типа «Пойдёмте жрать к чёртовой матери».

В их доме постоянно были гости. И сами заваливались в гости в час и два ночи, если видели горящий свет. Интеллигенция тогда жила самиздатом и диссидентством. Французы завидовали. Они у себя во Франции глобальных проблем не поднимали. Говорили только о цене на сыр и о том, где припарковаться.

В их доме служанкой была Мотя. Это удивительная женщина. Про неё в 15-й серии. Посмотрите, не пожалеете.

-7

Эта Мотя воспитывала их сына, которого мы знаем как Павла Лунгина («Такси-блюз», «Остров», «Царь» - нашумевшие вещи с Петром Мамоновым). На фото, я так понимаю, он с шариком.

Мотя была против гостей, против того, что их кормили. И учила Павла: «скоро мы с твоими родителями пойдём по миру, и никто из друзей твоих родителей не даст нам и корочки»….

Я очень многого не понял…. У меня возникло море вопросов.

Почему фотографии часто в плохом состоянии?

-8

От чего умер папа? Что с мамой? Она ведь ещё молодая. А в эвакуации такое впечатление, что рядом с героиней беспомощная старушка…

Они с мамой мерзнут и мучаются в эвакуации… Ведь наверняка было время для разговоров…

Почему мама вернулась в СССР? Ведь должна была спросить у неё…

Папа увёз их в мамой в Берлин. Он закупал там машины и оборудования для СССР. Потом его вызвали в СССР, а обратно не выпустили. Вошли в поезд и забрали документы. Ареста не было…

Мама не поехала за папой. В Берлине она вышла замуж. Когда в Берлине стало неспокойно, уехали с отчимом к бабушке в Палестину. Там скучно, религиозные нормы. В субботу нельзя даже в пролетке ездить…

Мама в Париж. Её новый муж поехал в Америку (там проще найти работу). Он устроился в Америке и звал маму туда…. Но мама создала кукольный театр в Париже. О нём писали, он успешен… и в этот момент мама решает вернуться к первому мужу в СССР… Почему??? Осталась недосказанность. Ведь рыба ищет, где глубже… В 1934 возвращаются. Лилиана ещё не совсем взрослая… Но в годы ВОВ она должна бы спросить у мамы: почему ты решила вернуться к папе?

В 1935г в Москве открыли метро. Об этом вообще ничего. Первый Московский кинофестиваль. 1957 – искусственный спутник. Полёт Гагарина. Об этом вообще ничего…

Всё это прошло мимо неё. Она об этом ни слова… Ну не любишь ты советскую систему. Есть основания. Кто против? Но не замечать достижения СССР?!….

Она не замечает слишком многого.

Вернусь к метро. Я ездил на метро в Москве, СПб, Киеве, Самаре… Вот недавно ездил на метро Ташкента. Мне есть с чем сравнивать, но я потрясён метрополитеном Ташкента…. А она это совершенно игнорирует…. «Звёзды не ездят в метро»….

Не люблю я звёзд и диссидентов…

И очень многого не понимаю…

Все серии в одной позе. С искривлённым позвоночником… Я не увидел левой руки… Она есть?

-9

Постоянно неправильные ударения. И совсем не по-французски. У них всё на последний слог.

А у Лунгиной А´РЕСТ, ТЕ´РРОР (скорее «тэра» без конечного Р), Э´МИЛЬ ИЗ ЛЁННЕБЕРГИ, АНДЕРСЕ´НОВСКАЯ ПРЕМИЯ.

Вместо ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ говорит АРРАЦИОНАЛЬНОЕ…

В разгул антисемитизма они с мужем (они евреи!) остались без работы. Жить не на что. Тесть болен раком. Родился Павлик.

И тут, получается, жить не на что. Втайне от мужа бегает в ломбард…. Но по её рассказу у неё ничего не было после войны… Что относить в ломбард?!

И в последней серии много говорится про служанку Мотю…. Именно в этот момент её и наняли. Может я излишне скрупулёзен, но я вижу нестыковки…

Они отвергали систему…. Боролись с ней в силу своих возможностей… но как они могли выбить комнату для своей служанки Моти в соседнем доме? Как они могли найти апельсины, которых не было в Москве… Их нашли в спецраспределителе… (апельсины затребовали Мотины родственники на её похороны)… Меня терзают смутные сомнения, что они были связаны с порочной советской системой?!

Астрид Линдгрен приезжала в Москву к Лунгиной, но освещено это как-то с бухты-барахты… Была она высокая, разбудила трёхлетнего сына и когда уезжала в час ночи на троллейбусе танцевала там…

Разве в час ночи ходят троллейбусы???

-10

Хотя у меня много вопросов…. Я рекомендую Вам «Подстрочник». Это интересно!