2 автомобиля были подготовлены к сезону 1999 года в классе "Туризм-1600".
Доработки коснулись большинства частей автомобиля.
КУЗОВ:
В первую очередь выделяло спортивные автомобили команды "ИЖМАШ-АТМ" среди других спортивных ВАЗ-2108 — аэродинамический обвес.
Этот обвес был разработан в 1997 году для для гоночной команды "Miller-Pilot" и к 1999 году применялся уже несколькими командами.
Автор оригинального оперения — Александр Захаров — художник-дизайнер и тогдашний председатель комитета кольцевых гонок Российской автомобильной федерации (РАФ).
Комплект состоит из выклеенных из стеклоткани переднего и заднего обтекателей, которые заменяют собой бамперы, боковые пороги и дополнительный задний спойлер, жёстко закрепленный на нижней кромке третьей двери.
Кроме последней детали, все эти элементы оперения снимаются и устанавливаются за секунды.
Возможности "продуть" обвес в аэродинамической трубе не было, но гонщики в один голос уверяли, что оперение улучшило не только внешний вид.
Трубы каркаса безопасности приварены к стаканам задних стоек, обеспечивая дополнительную жёсткость.
Каркас безопасности использован в качестве дополнительного элемента жёсткости.
Именно поэтому каркас вваривается в кузов, а не устанавливается на болтах. Причём мощные трубы подходят непосредственно к точкам крепления подвески, в частности — к стаканам передних и задних стоек. Сзади трубы каркаса проходят насквозь через пол и привариваются к кронштейнам крепления балки заднего моста.
Внутри автомобиля снята вся обшивка (кроме передних дверей), удалены шумоизоляционные ковры и мастика.
Заправочную горловину бензобака перенесли, а пробку поменяли на специальную.
Её перенесли потому, что стандартное расположение горловины при ударе сзади может вызвать пожар.
САЛОН:
Замка зажигания нет.
Вместо него на специальной консоли под правой рукой пилота установлен выключатель массы, кнопка стартёра и тумблеры, ведающие электрическим бензонасосом, включением габаритных огней и стеклоочистителями. Дозаправки в российских кольцевых гонках запрещены, и потому уровень топлива — это лишь предстартовая забота механиков.
Для гонщика установлено анатомическое кресло фирмы Momo и шеститочечные ремни безопасности.
Двухспицевый руль Momo обшит замшей
Педали и даже усеянный сверлениями алюминиевый упор для левой ноги также от фирмы Momo.
Передняя панель сохранена, но стандартная комбинация приборов уступила место сугубо гоночной.
Рычаг КПП значительно выше стандартного, при этом хода его совсем не кажутся большими.
Механизм переключения полностью оригинальный. Внизу видна консоль управления с флажком отключения массы и кнопкой стартера.
Пожарной безопасности вообще уделяется огромное внимание.
Официальные технические требования, которым должны соответствовать все участвующие в соревнованиях автомобили, оговаривают обязательную установку автоматической системы пожаротушения.
Система состоит из трёх огнетушителей: один подает гасящий состав в моторный отсек и в область бензобака, второй отвечает за салон, а третий ручной огнетушитель — резервный.
ДВИГАТЕЛЬ:
В моторном отсеке установлен 8-клапанный двигатель ВАЗ-21083, с увеличенным до 1600 куб. см рабочим объёмом и с многоточечным электронным впрыском собственной конструкции.
Система управления двигателя от фирмы ABIT из Санкт-Петербурга.
Двигатель наклонён по компоновочным соображениям, чтобы поместилась система впрыска.
Распредвал Торгмаш 13.1
Фаза 316
Каналы ГБЦ: Впуск 34.5 Выпуск 33
Клапана BMW 40 Х 35 (стержень 7 мм)
Пружины Schrick двойные
Цельные толкатели.
Титановые тарелки.
Бронзовые направляющие.
Разрезная шестерня.
Система смазки двигателя с сухим картером.
Система зажигания — микропроцессорная.
Основную прибавку мощности дало увеличение степени сжатия примерно до 11 единиц и изменение фаз газораспределения путём установки распредвала с увеличенным подъёмом кулачков и клапанов большего диаметра.
Увеличивается проходное сечение впускных каналов в головке, меняется форма камеры сгорания, вместо стандартного коллектора и "штанов" устанавливается настроенная по длине и диаметрам труб система выпуска отработанных газов.
В результате достигается максимальная мощность двигателя свыше 150 л. с. при 8000—9000 об/мин.
В системе охлаждения применён доработанный радиатор увеличенного объёма от ВАЗ-21213 "Нива".
Также есть дополнительный небольшой масляный радиатор.
ТРАНСМИССИЯ:
Без потерь использовать такую мощность через стандартную трансмиссию невозможно.
Поэтому здесь применены специальное гоночное сцепление AP Racing ($500) и шестиступенчатая кулачковая коробка передач ТоргМаш с секвентальной схемой переключения передач и блокировкой дифференциала.
Синхронизаторы в ней отсутствуют, а зацепление шестерён обеспечивают кулачки, позволяя переключаться значительно быстрее и даже без выжима сцепления. Но ресурс кулачковой коробки на порядок меньше стандартной.
Колёсные приводы применены усиленные, поскольку стандартные не выдерживали нагрузок от мощного двигателя.
Ступицы колёс — собственного изготовления, из алюминиевого сплава со шпильками вместо болтов (для быстрой смены колёс).
Сами колёса легкосплавные, кованые, размерностью 7Jx15.
Их пришлось специально заказывать в НПО Авиатехнология, поскольку ни одна из существующих моделей не позволяла разместить внутри переднего колеса массивный тормозной суппорт.
ПОДВЕСКА:
Передняя подвеска полностью изменена. Однако, поскольку правила запрещали изменять точки крепления подвески к кузову, принципиально она близка к стандартной. Но только принципиально.
В передней подвеске от сварного кронштейна растяжки к месту крепления рычага идёт дополнительный элемент жёсткости.
Треугольные рычаги передней подвески.
Поворотные кулаки из титана, титановые же передний и задний стабилизаторы в подвеске. .
Сферическими шарнирами (ШС) заменены все резинометаллические шарниры подвески.
Амортизаторы — Bilstein, пружины — двухсекционные Eibach.
В задней подвеске использована стандартная балка от ВАЗ-2108 "Спутник", однако её жесткость регулирует стабилизатор поперечной устойчивости, аналогичный переднему.
Этими доработками достигается главное: отсутствие упругих деформаций повышает точность и скорость работы подвески.
Второй важный момент — адаптивность подвески, для чего все её основные элементы должны легко поддаваться настройке под конкретную трассу или приемы управления.
Все топливные, масляные и тормозные шланги — армированные.
ТОРМОЗА:
Контуры передних и задних тормозов — раздельные.
На передних колесах стоят вентилируемые диски диаметром 280 мм и четырехпоршневые суппорта (по два поршня с обеих сторон диска).
Задние тормоза несут меньшую нагрузку и потому имеют сплошные диски диаметром 254 мм, а суппорта только по одному поршню с каждой стороны.
Гидропривод системы рабочих тормозов типа "тандем".
Рулевая рейка на 2 (два оборота) с гидроусилителем.
На этом автомобиле Виктор Шаповалов занял 2-е место в Кубке России по автомобильным кольцевым гонкам (класс "Туризм 1600").
Автоваз который мы потеряли. ВАЗ-21083 ИЖМАШ-АТМ.
11 сентября 202311 сен 2023
25
5 мин