Найти в Дзене
Т-34

Из полета не вернулись. Подвиг на огненной дуге

Рассказывает Г. БЕРЕЗА, сержант, мастер авиавооружения 735-го штурмового авиаполка

Первые десять дней Курской битвы были самыми тяжелыми для полка. От штурмовой авиации требовалось огромное напряжение и особое боевое мастерство, чтобы ослабить танковые удары врага по обороне наших войск. И полк действовал четко и организованно, действовал на пределе человеческих сил, совершая по пять боевых вылетов в день почти одними и теми же группами. Но нехватку машин и летных экипажей уже нельзя было восполнить одной лишь интенсификацией полетов. Летчики, те, что оставались еще в строю, буквально валились с ног от усталости.

Как сейчас будто вижу их перед собой после возвращения на аэродром. Чтобы подготовить самолеты к новому боевому вылету, нам, обслуживающему персоналу, требовалось 30-40 минут. Все это время летчики лежали на траве в тени от крыльев. На молодых, совсем еще юных, но странно заострившихся и почерневших лицах словно жили одни глаза. Что они видели? Как вспыхивали факелами «тигры», пораженные прямыми ударами с краснозвездных штурмовиков? Как кружились над ними фашистские истребители, заходя в атаку? Или как тянулись к земле, оставляя гибельный шлейф черного дыма, их товарищи на подбитых машинах?

Через неделю боев в полк прибыло пополнение. В большинстве своем это была молодежь, не имевшая боевого опыта. Одни из них не вернулись из первого же полета, другие день ото дня мужали, становясь классными штурмовиками. Школу мужества, закалки характера на войне люди проходят в кратчайший срок, познавая истинную цену жизни, товарищества, фронтовой дружбы. Именно такой школой стали июльские дни 1943 года под Белгородом для молодых летчиков Лыкова, Мельникова, Кукушкина, Филатова, Уварова, Ермолова и для многих других, имен которых я уже не помню. С годами многое забылось, но события тех дней и люди, совершавшие подвиги в небе над опаленными войной белгородскими полями, проявившие беспримерное мужество, стойкость и до конца выполнившие свой долг перед Родиной, не забываются.

...А заместитель командира полка по политчасти, наш любимый всеми комиссар майор Ушаков погиб в конце июля. Он повел большую группу на штурмовку скопления вражеских войск в районе села Борисовка, южнее Белгорода. Стрелки из других самолетов видели, как подбили его машину, как он выпрыгнул с парашютом над территорией, еще занятой противником. Несколько дней спустя, когда войска освободили этот район, мы нашли тело нашего комиссара в дорожном кювете, изрешеченное автоматными очередями гитлеровцев. С воинскими почестями похоронили майора Ушакова на площади села Борисовка.

(1983)