Найти тему
7,1K подписчиков

ФАС отвергла предложения о создании саморегулирования для маркетплейсов

Несмотря на постоянные скандалы и жалобы со стороны работников и владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ), правительство решило не вводить строгого регулирования в этой отрасли и дало крупным игрокам

Несмотря на постоянные скандалы и жалобы со стороны работников и владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ), правительство решило не вводить строгого регулирования в этой отрасли и дало крупным игрокам возможность самостоятельно разработать стандарты сотрудничества с партнерами. Однако первая версия этих стандартов была отклонена Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и отправлена на доработку.

В августе ФАС рассмотрела и отправила на переработку стандарты взаимодействия между онлайн-маркетплейсами и владельцами ПВЗ. Это было указано в письме от заместителя главы ФАС Петра Иванова, адресованном Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), которая была одним из участников разработки стандарта. Подлинность этого письма подтвердили президент АКИТ Артем Соколов и председатель Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК, также участвовавшей в разработке) Алексей Кременсков. На данный момент ФАС не предоставила ответ на запрос.

После весенней забастовки сотрудников ПВЗ компания Wildberries и другие участники рынка разработали нормативный документ, который устанавливает стандарты взаимодействия между маркетплейсами и владельцами ПВЗ. Эти стандарты включают в себя различные положения, включая обязательность уведомления маркетплейсами партнеров о всех изменениях в предложениях не менее чем за 14 дней, запрет на наложение штрафов в прошлом, изменение системы рейтингов и возможность начисления штрафов только при наличии убедительных доказательств вины или если владелец ПВЗ не опровергает эту вину в течение 7 дней, и так далее.

Как утверждается в письме от Иванова, существующая версия стандартов не соответствует главному принципу сотрудничества в коммерческой деятельности - принципу равенства сторон. Заместитель главы ФАС перечислил ряд недостатков, таких как нечётко определённые сроки и процедуры уведомления о изменениях в предложениях для ПВЗ, сроки 30 дней, предложенные для разрешения спорных ситуаций, не удовлетворяют требованиям оперативности. Кроме того, в стандартах не достаточно ясно урегулированы процедуры закрытия или ограничения деятельности ПВЗ, и владельцам ПВЗ предоставлен всего лишь 7 дней на опровержение штрафов, в то время как сроки для рассмотрения жалоб на сами интернет-магазины не определены.

ФАС считает, что некоторые положения данного документа могут создать риски злоупотребления со стороны маркетплейсов и рекомендует более четко определить, за нарушение каких обязательств маркетплейсы имеют право налагать штрафы на владельцев ПВЗ. Служба также настаивает на том, что все удержания средств у владельцев ПВЗ должны предварительно уведомляться.

Ранее, в июле, комиссия Минпромторга, занимающаяся созданием условий для саморегулирования в электронной торговле, утвердила соответствующий документ. В пресс-службе этого ведомства также подтвердили, что замечания, высказанные Федеральной антимонопольной службой (ФАС), были переданы в Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ). "Мы изложили конкретные замечания относительно содержания текста. На данный момент АКИТ работает над уточнением документа с учетом высказанной позиции и с участием заинтересованных сторон. Мы предполагаем, что дополнительные совещания в Минпромторге России не потребуются", - сообщили в пресс-службе министерства.

По словам Артема Соколова, основные замечания ФАС касаются уточнения формулировок и их улучшения с точки зрения прозрачности. Он приводит пример пункта 3.2.2 стандартов, в котором говорится, что маркетплейс может применить меры реагирования, если действия владельца пункта выдачи заказов (ПВЗ) дискредитируют площадку. ФАС не согласилась с такой формулировкой, утверждая, что "маркетплейсы не имеют полномочий определять, дискредитируют ли действия владельца ПВЗ площадку", и предложила заменить это на механизм защиты деловой репутации. "Мы работаем над поиском компромиссных решений с владельцами ПВЗ, проводим встречи с "Опорой России", АУРЭК и другими участниками рынка. В любом случае, мы считаем, что все предложения ФАС обоснованны. Это полезная критика. Мы улучшим текст с учетом ее", - отмечает Соколов. Он надеется, что к концу сентября документ будет доработан и принят.

В пресс-службе компании Wildberries выразили благодарность ФАС за обратную связь и сообщили, что маркетплейсы уже учли значительную часть предложений. "Мы готовы к диалогу и продолжаем обсуждение стандартов работы ПВЗ как с предпринимателями, так и с другими участниками рынка и федеральными органами, поскольку наша цель - сделать их максимально прозрачными для всех сторон", - заявил представитель компании. Представители компаний Ozon и "Яндекс Маркет" отказались комментировать ситуацию.

Однако в Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) доля оптимизма невелика. Алексей Кременсков заявил, что по некоторым вопросам маркетплейсы и владельцы ПВЗ пока не достигли соглашения. Он утверждает, что маркетплейсы не идут навстречу бизнесу в ключевых вопросах, таких как штрафы, процедуры их взимания и способы обжалования. "В конечном итоге ПВЗ несут ответственность за подмены и товар с дефектами. Маркетплейсы только назначают штрафы, а ПВЗ должны искать и предоставлять доказательства своей невиновности. Почему мы всегда должны доказывать, что не верблюды? Мы - малый бизнес. У маркетплейсов больше возможностей, программного оборудования и других инструментов, чтобы отследить проблему и наказать виновных. Однако, часто штрафы налагаются коллективно", - говорит председатель АУРЭК.

Вопросы регулирования маркетплейсов стали актуальными после забастовки ПВЗ компании Wildberries в марте, вызванной новой системой штрафов. В мае экспертный совет при ФАС предупредил, что конфликты с контрагентами могут привести к введению государственного регулирования интернет-магазинов. В ответ на это основательница Wildberries и одна из самых богатых женщин России Татьяна Бакальчук попросила отложить введение государственного регулирования в сфере электронной торговли. "Где есть государственное регулирование, там рост останавливается", - подчеркнула она, выступая на "Неделе российского ретейла — 2023". В июне заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов заявил, что острая необходимость в регулировании маркетплейсов в настоящее время отсутствует.