Любой человек желает чувствовать себя комфортно в кругу общения. Важный факт, что людей рядом с которыми мы можем расслабиться и не заботится о том, что про нас подумают крайне мало. Кроме дружеской и профессиональной среды у взрослого человека появляется ещё и родительская. В этой среде вскрываются и обостряются все трудности прожитых детства и юности, по наследству передаются следующему поколению, продолжая спираль родовых программ предыдущих поколений.
Несчастным человек становится, когда сравнивает себя с другими.
В детстве нередко одним из рычагов управления чадом становится сравнение с другими детьми в семье или окружении. Помимо возможного желаемого результата, сопутствующим эффектом идет гнев ребенка явный или подавлены, потому что он не подходит сравнивающему таким как есть. В дальнейшем, сравнение встраивается в процесс мышления и становится неизменным спутником по жизни.
Став взрослым и обзаведясь потомством, человек начинает по привычке сравнивать уже своих детей с другими, а себя с окружающими взрослыми. В зависимости от детского опыта начинают формироваться детско-родительские отношения с потомством.
Авторитарные отношения (когда родители устанавливаю жесткий контроль за ребенком, не давая и шанса научиться самостоятельности) могут возникнуть по разным причинам: из страха потерять ребенка; из желания самоутвердиться; потому что получили такое же воспитание. Всё перечисленное, лежит на поверхности, могут быть дополнения в зависимость от детского опыта.
Противоположность первых отношений - либеральные (когда есть любовь и забота, но контроль со стороны родителей отсутствует совсем) и индифферентный (безразличное отношение к детям).
Все три вышеперечисленных типа отношений обладают определенной степенью комфорта для родителей: 1. требуют минимальной включенности в процесс воспитания; 2. подходят для эмоционально незрелых родителей; 3. даже в таких отношения можно быть ДОСТАТОЧНО хорошим родителем.
В таких отношения ребенку обеспечены условия для выживания и развития. До переходного возраста родители могут не встретиться с большими проблемами во взаимодействии. В школе могут встретиться сложности, когда взгляды и представления на жизнь учителей, детей и родителей начнут расходиться.
Четвертый тип отношений - авторитетный. Данный подход требует от родителей зрелости, выдержки, способности понимать себя и ребенка, заботиться о себе, чтобы иметь возможность заботиться о потомстве. Стиль общения построен на разговорах, поступках, включенности, заботе, разъяснениях и четких границах (правилах), которые не просто озвучиваются, а транслируются собственным поведением.
Важна зрелость родителей, четкое собственное понимание, что возможно, а что недопустимо; умение объективно воспринимать чужое мнение, в том числе и ребенка, искать баланс, расставлять приоритеты.
Важно помнить, что главная задача хорошего родителя с точки зрения биологии и социума - вырастить потомство, способное позаботиться о себе в первую очередь, и помогать другим по мере сил, возможности и здравого смысла. Взрослые дети, чрезмерно привязанные к своим родителям не могут проживать свою жизнь полноценно, они постоянно тревожатся от мысли, что потеряют своих родителей и как жить тогда не понятно. Тревога начинает влиять на все сферы жизни, приводя к негативным последствиям.
Конечно, каждый человек сам решает и несет ответственность за свой выбор. Сейчас доступны услуги психологов, как платных так и бесплатных, которые способны помочь “встать на свои ноги” и уверенно идти по жизни. При этом обращаются за помощью не многие правда потому, что страшно “потерять своё лицо”, что подумают другие и т.п.
Если вас регулярно выбивает из равновесия мысль о том, что подумают люди, то жизнь может стать определенно приятнее после работы с психологом на тему стыда. Разобраться “откуда ноги растут у внутреннего критика”, научится взаимодействовать с пораненной частью себя, спокойно переживать то, от чего раньше бомбило - всё это реально возможно.