Найти в Дзене
Гармония в семье

Ребенок пасует перед трудностями. Что делать?

Давайте разбираться с подобным поведением.

Будет несколько постов на неделе, не так все просто.

Противостояние трудностям – это опыт преодоления.

Не один десяток лет ученые разных направлений исследуют успешных, умных, достигающих.

«Негативный опыт – это тоже опыт» - так обычно отзываются о своих неудачах такие люди.

Нынешние дети не привычны к трудностям. Нам все кажется, что, помогая в малом мы даем возможности для развития в большом. На самом деле, ситуация абсолютно обратна.

Нет опыта столкновения с неудачей, тем страшнее и травматичнее неожиданная встреча с ней.

И большинство вас скажет: «Но мы же проговариваем, что ошибаться не страшно. И за ошибки не наказываем»…..НО…

Как построена наша система воспитания и обучения детей?

Следи за мной/запоминай, как надо/делай, как я сказала. 

Ребенок работает по схеме, а не над проблемой.

Вот и получается, что есть тревога отойти от того правила, которое продиктовано родителем.

Есть огромная разница в восприятии себя, когда «Помоги мне, мне важна любая твоя помощь» и «Помоги мне. Делай, как я показываю».

=======================================

Но давайте начнем с того, что пройдемся по этапам развития ребенка.

В рамках темы затрону 3 возраста

В зависимости от того, что ребенок вынес из каждого периода, его сопротивление трудностям будет отличаться. И соответственно, вам нужно действовать по-разному, чтобы подкорректировать отношение к трудностям.

Сделаю пометку на полях: среда обитания, травматичный опыт, стрессы тоже имеют значение. Например, если ребенок находится в семье, где мама и папа постоянно громко скандалят. То мы уже имеем прореху в одной из базовых ценностей – чувство безопасности.

Но вернемся к периодизации психосоциального развития.

Сегодня об одном из этапов.

1-3 лет взаимодействие с собственным телом.

Ребенок изучает свои возможности. Кризис 3х лет знаменуется принятием либо собственной автономности, либо осознанием собственной зависимости от взрослого.

Автономность на уровне взаимодействия с собственным телом ( бегать, прыгать, стоять, есть) и предметами ( что будет, если бросить/наступить/придавить).

К сожалению, очень часто в 3 года ребенку еще даже не позволяют одевать носки, не предлагают вилку на выбор, кормят с ложки. Запрещают бегать и прыгать, чтобы не ушибся.

В этом возрасте ребенок встречается с вопросом/конфликтом развития: «Могу ли я управлять собственным поведением? (здесь как действие).

Отсюда первая уверенность или неуверенность в себе.

Итак, первый этап – уверенность или не уверенность в собственных действиях на своем микро опыте.

Вспомните своих малышей, до 3х лет. Они просто делают. Хорошо ли плохо – не важно. Но они делают. В тех рамках, которые вы позволяете. Конечно, все под вашим контролем.

А этот контроль по принципу: «Мама рядом» или «Не лезь, а то упадешь»?

Здесь мы (люди) узнаем, мир опасен или безопасен.

Как этот возраст аукается у школьников? Как проявляется, если корни из этого возраста?

1) Паника перед чем-то новым

2) возможные психосоматические проявления: понос, температура, больной живот

3) Истерики «Я не знааааааю, что делааааать/ что выбраааать»

4) Эмоционально, громко

5) Сомнения в себе « Я все всегда делаю неправильно»

6) Может делать что-то, постоянно поглядывая на реакцию мамы

7) стыдливость показать хоть какую-то свою активность

Что делать, если вы видите, что ваш ребенок «застрял» в этом возрасте расскажу следующим постом