Давайте разбираться с подобным поведением.
Будет несколько постов на неделе, не так все просто.
Противостояние трудностям – это опыт преодоления.
Не один десяток лет ученые разных направлений исследуют успешных, умных, достигающих.
«Негативный опыт – это тоже опыт» - так обычно отзываются о своих неудачах такие люди.
Нынешние дети не привычны к трудностям. Нам все кажется, что, помогая в малом мы даем возможности для развития в большом. На самом деле, ситуация абсолютно обратна.
Нет опыта столкновения с неудачей, тем страшнее и травматичнее неожиданная встреча с ней.
И большинство вас скажет: «Но мы же проговариваем, что ошибаться не страшно. И за ошибки не наказываем»…..НО…
Как построена наша система воспитания и обучения детей?
Следи за мной/запоминай, как надо/делай, как я сказала.
Ребенок работает по схеме, а не над проблемой.
Вот и получается, что есть тревога отойти от того правила, которое продиктовано родителем.
Есть огромная разница в восприятии себя, когда «Помоги мне, мне важна любая твоя помощь» и «Помоги мне. Делай, как я показываю».
=======================================
Но давайте начнем с того, что пройдемся по этапам развития ребенка.
В рамках темы затрону 3 возраста
В зависимости от того, что ребенок вынес из каждого периода, его сопротивление трудностям будет отличаться. И соответственно, вам нужно действовать по-разному, чтобы подкорректировать отношение к трудностям.
Сделаю пометку на полях: среда обитания, травматичный опыт, стрессы тоже имеют значение. Например, если ребенок находится в семье, где мама и папа постоянно громко скандалят. То мы уже имеем прореху в одной из базовых ценностей – чувство безопасности.
Но вернемся к периодизации психосоциального развития.
Сегодня об одном из этапов.
1-3 лет взаимодействие с собственным телом.
Ребенок изучает свои возможности. Кризис 3х лет знаменуется принятием либо собственной автономности, либо осознанием собственной зависимости от взрослого.
Автономность на уровне взаимодействия с собственным телом ( бегать, прыгать, стоять, есть) и предметами ( что будет, если бросить/наступить/придавить).
К сожалению, очень часто в 3 года ребенку еще даже не позволяют одевать носки, не предлагают вилку на выбор, кормят с ложки. Запрещают бегать и прыгать, чтобы не ушибся.
В этом возрасте ребенок встречается с вопросом/конфликтом развития: «Могу ли я управлять собственным поведением? (здесь как действие).
Отсюда первая уверенность или неуверенность в себе.
Итак, первый этап – уверенность или не уверенность в собственных действиях на своем микро опыте.
Вспомните своих малышей, до 3х лет. Они просто делают. Хорошо ли плохо – не важно. Но они делают. В тех рамках, которые вы позволяете. Конечно, все под вашим контролем.
А этот контроль по принципу: «Мама рядом» или «Не лезь, а то упадешь»?
Здесь мы (люди) узнаем, мир опасен или безопасен.
Как этот возраст аукается у школьников? Как проявляется, если корни из этого возраста?
1) Паника перед чем-то новым
2) возможные психосоматические проявления: понос, температура, больной живот
3) Истерики «Я не знааааааю, что делааааать/ что выбраааать»
4) Эмоционально, громко
5) Сомнения в себе « Я все всегда делаю неправильно»
6) Может делать что-то, постоянно поглядывая на реакцию мамы
7) стыдливость показать хоть какую-то свою активность
Что делать, если вы видите, что ваш ребенок «застрял» в этом возрасте расскажу следующим постом