Павел, аналитик 1С
Сегодняшние реалии таковы, что бизнес сталкивается с термином «гособоронзаказ» (ГОЗ) все больше, ведь Министерство обороны в последнее время часто привлекает коммерческие организации к выполнению своих проектов. При этом, за нарушения условий контракта ГОЗ предусмотрены различные наказания — от штрафов до уголовной ответственности. Поэтому важно соблюдать все условия и требования работы с ГОЗ.
Автоматизация всех процессов, связанных с гособоронзаказом, с помощью программ 1С, как раз и позволяет на всех этапах контролировать ход выполнения контракта, диагностировать различные виды рисков и своевременно на них реагировать.
Возможность автоматического формирования отчетности на основании данных информационной базы по рекомендованной методике учета и выгрузки в электронном виде, в настоящее время реализовано только в двух конфигурациях: 1С: Комплексная автоматизация 2 и 1С: ERP Управление предприятием 2.
В данной статье пошагово разберем основной функционал для работы с контрактами ГОЗ в 1С: ERP, дадим инструкции по созданию контракта, банковских счетов и договоров с контрагентами, настройке раздельного участка и направлений деятельности, а также рассмотрим основные отчеты.
Раздельный учет в 1С:ERP Управление предприятием 2
Согласно ФЗ №275 «О государственном оборонном заказе», раздельный учет затрат по ГОЗ должны вести все компании, выполняющие гособоронзаказ, независимо от уровня кооперации.
В 1С: ERP полностью реализован раздельный учет по ГОЗ с автоматическим оформлением отчетов. Что в свою очередь:
- экономит время руководителей и бухгалтеров;
- позволяет подтвердить целевое использование бюджетных средств;
- позволяет заранее реагировать на возможные риски, связанные с ГОЗ.
Таким образом, автоматизация раздельного учета ГОЗ — это надежный способ защитить учредителей и бухгалтера от штрафов и уголовной ответственности. Само по себе наличие у организации 1С: ERP не гарантирует корректную работу с ГОЗ, необходимо правильно настроить систему раздельного учета.
Настройка раздельного учета в 1С:ERP
Для настройки раздельного необходимо
1. Установить обособленное обеспечение при заказе в производство «по назначению продукции» через НСИ и Администрирование — Производство — Производство
2. Установить поддержку платежей в соответствии с 225-ФЗ НСИ и Администрирование — Казначейство и взаиморасчеты — Денежные средства, при необходимости добавив типы платежей 275-ФЗ и виды подтверждающих документов.
3. Установить возможность распределения выручки и себестоимости продаж, а также прочих доходов и расходов по направлению деятельности НСИ и Администрирование — Финансовый результат и контроллинг — Финансовый результат
4. Установить возможность обособленного учета себестоимости по назначениям НСИ и Администрирование — Финансовый результат и контроллинг — Учет товаров
5. Проверить, что в учетной политике предприятия установлен метод стоимости оценки товаров «ФИФО»
Создание контракта ГОЗ в 1C:ERP
Далее необходимо создать госконтракт по ГОЗ в разделе Продажи — Государственные контракты
В создаваемом контракте установить тип (Контракт ГОЗ), заполнить Предмет контракта (наименование), выбрать Состояние, заполнить номер по ГОЗ, код заказчика из списка (187 – Министерство обороны) и другие необходимые реквизиты. Записать и закрыть.
Настройка направлений деятельности (НД)
Направления деятельности являются универсальной сквозной аналитикой раздельного учета в рамках прикладного решения. Каждый новый контракт ГОЗ будет новым НД. Для организации раздельного учета при исполнении контрактов ГОЗ используется классификация направлений деятельности по типу деятельности.
Для работы с направлениями деятельности необходимо перейти в справочник «Направления деятельности» Финансовый результат и контроллинг — Направления деятельности
Создать, при необходимости, группу для контрактов ГОЗ и создать новый контракт ГОЗ.
В карточке нового НД необходимо заполнить наименование контакта и установить переключатель на значение «Исполнение контракта ГОЗ», при этом некоторые объекты аналитического учета заполняются автоматически, рекомендуем выставить флаг «Учет расчетов с поставщиками».
Далее по гиперссылке «Параметры контракта» указываются плановые параметры выполнения контракта.
Все параметры не являются обязательными для заполнения. Указанные значения будут показаны в отчете «Исполнение контрактов ГОЗ» соответствующими показателями в графе «Целевые параметры контракта, руб».
Создание отдельного банковского счета под каждый ГОЗ
Для каждого контракта по гособоронзаказу необходимо создавать отдельные банковские счета для всех участников кооперации: как для нашей организации, так и для контрагентов.
Для этого при регистрации нового банковского счета необходимо установить флаг «Отдельный счет ГОЗ по госконтракту» и выбрать предварительно созданный госконтракт на вкладке Настройки счета.
На вкладке Учетная информация необходимо указать созданное под данный контракт ГОЗ направление деятельности
Создание договоров с контрагентами
Аналитический учет в разрезе ГОЗ по взаиморасчетам с покупателями и поставщиками осуществляется в случае, если для элемента справочника «Договоры» с контрагентом указан соответствующий элемент справочника «Государственный контракт».
Головной исполнитель имеет возможность указывать основной договор с заказчиком в элементе справочника «Договоры» с контрагентом-исполнителем. В договоре указывается отдельный счет как организации, так и контрагента, и направление деятельности под конкретный ГОЗ, при этом Предмет контракта заполняется автоматически.
В качестве примера приведу настройки договора с поставщиком.
Далее НД из договора будет автоматически заполняться в документах Заказ поставщику, Приобретение товаров и услуг и других документах по данному ГОЗ, в которых будет выбран соответствующий договор.
Учет движения материально-производственных запасов
Если материалы и полуфабрикаты используются на нужды ГОЗ, то стоимость таких материально-производственных запасов должна быть учтена в разрезе партий. Остальные виды учета не позволяют проследить до поставщиков расчет себестоимости МПЗ, задействованных для контракта, только партионный учет дает возможность отследить процесс формирования себестоимости готового продукта/услуги контракта. По этой причине, бухгалтерский учет не допускает учета МПЗ в разрезе ГОЗ по средней цене, необходим партионный учет по ФИФО.
Для аналитического учета по движению материально-производственных запасов по складам в документе заказа на движения или самого движения заполняется графа «Назначение» из справочника «Назначения».
Учет себестоимости выпуска продукции по ГОЗ
Учет затрат в составе себестоимости выпускаемой для ГОЗ можно вести с помощью следующих документов:
Производство без заказа. Данный документ используется для одноэтапных производств партий продукции. На вкладке «Основное» заполняются реквизиты документа. Вкладка «Продукция» определяет список выпущенной партии продукции, а вкладки «Материалы и работы» и «Трудозатраты» определяют прямые затраты на выпускаемую партию продукции (для сохранения аналитики по направлению деятельности обязательно указание «Назначения» в табличной части.
Документ «Производство без заказа» позволяет учитывать перераспределение ресурсов между госконтрактами, а также перераспределение собственных ресурсов и ресурсов ГОЗ. Для корректного отражения аналитики «Направление деятельности» на затратных и материальных счетах необходимо правильно расставить «Назначение» продукции и затрат.
Заказ на производство. Для многоэтапного выпуска партии продукции подходит схема работы, в основе которой лежит документ «Заказ на производство». На вкладке «Основное» указываются основные реквизиты предстоящего выпуска продукции, а также заполняется поле «Направление деятельности» (госконтракт). На вкладке «Продукция» заполняется номенклатура выпуска, назначение, а также Ресурсная спецификация, в которой указаны материалы и работы и этапы производства.
На основании проведенного Заказа на производство последовательно создаются документы «Этап производства» в количестве, указанном в ресурсной спецификации. В каждом этапе на соответствующих полях и вкладках указываются обеспечение ресурсами этапа, прямой расход материалов и работ, выпуск с промежуточными и побочными продуктами, а также трудозатраты. Для отражения аналитики по направлению деятельности в проводках необходимо заполнять/корректировать столбец «Назначение».
Корректировка назначения товаров
Для корректировки назначения поступивших на склад товаров предназначен документ Склад и доставка — Обеспечение потребностей — Корректировка назначения товаров.
Использование документа позволяет отразить следующие операции:
- резервировать (обособленно) товар под заказ или направление деятельности из свободных остатков склада;
- резервировать (обособленно) товар под заказ или направление деятельности из других заказов (снимая с них резерв);
- снимать излишек обособленного резерва одного или нескольких заказов.
В частности, с помощью данного документа можно изменять назначение у ТМЦ на складах с одного ГОЗ на другой, либо указать назначение для ТМЦ не зарезервированных ни под один ГОЗ.
В отчете «Ведомость по товарам на складах» видно, что 500 единиц товара зарезервированы под другое назначение, указанное в документе корректировки.
Отчеты по ГОЗ
Отчет Исполнение контрактов ГОЗ представлен в прикладном решении в двух вариантах:
- вариант, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2018г. №543, включен в состав регламентированной отчетности (меню Регламентированный учет – 1С-Отчетность – Регламентированные отчеты - Отчетность в Министерство обороны). Предполагается использование данного варианта отчета для предоставления контролирующим органам. Обеспечена возможность его автоматической выгрузки и отправки в Министерство обороны РФ;
- вариант, имеющий расширенный состав показателей в меню Регламентированный учет – Отчеты. Использование данного варианта отчета предполагается для оценки текущей ситуации по исполнению контрактов ГОЗ внутри предприятия.
При условии применения в информационной базе методики ведения учета по направлениям деятельности с выделением для каждого государственного контракта отдельного направления деятельности и оформления хозяйственных операций с указанием направлений деятельности отчет Исполнение контрактов ГОЗ заполняется автоматически.
На выбранную дату отчет Исполнение контрактов ГОЗ позволяет проанализировать состояние и состав полученных средств, а также ресурсов, задействованных организацией для исполнения контрактов ГОЗ. Отчет формируется по данным бухгалтерских регистров и требует предварительного выполнения полноценной процедуры закрытия месяца.
Оценка целевого использования средств контракта выполняется по значению контрольного правила. Контрольное правило представлено показателем «4. (+) Привлечение ресурсов в контракт / (-) Перенаправление ресурсов контракта». В графе Сальдо операций, руб. коп. знак контрольного правила определяет состояние использования полученных средств контракта:
- Положительная сумма — организация задействовала для выполнения контракта ресурсы, превышающие по своей стоимости объем полученного авансирования работ. Величина показателя определяет сумму превышения.
- Отрицательная сумма — организация использовала полученные по контракту средства на покрытие собственных потребностей и не восполнила их ресурсами, необходимыми для исполнения контракта. Величина показателя определяет сумму, требующую восполнения для сохранения объемов финансирования работ контракта.
В отчет оборотные данные выводятся нарастающим итогом с начала выполнения контрактов.
Ниже покажу вариант с расширенными показателями
Заключение
Итак, мы рассмотрели основной функционал для работы с контрактами ГОЗ в 1С: ERP. Система позволяет решить следующие основные задачи:
- Автоматическое ведение раздельного учета по ГОЗ.
- Заполнение и сдача отчета об Исполнении государственного контракта.
- Позволяет увидеть все счета, поступления и выплаты по специальным счетам.
- Формирование платежных поручений для банков по правилам работы специальных счетов.
- Планирование расходов по специальным счетам с использованием заявок на расходование денежных средств.
- Получение аналитики и отчетности в рамках заказа и контракта ГОЗ.
Таким образом, для предприятий, работающих с гособоронзаказом, расширенные возможности 1С: ERP являются весомым аргументом для перехода с других конфигураций с целью автоматизации раздельного учета и автоматизации отчетности по ГОЗ.
Еще больше интересных тем об особенностях и инструментах 1С:ERP, — на нашем Telegram-канале