ПРОДОЛЖЕНИЕ
Таким ппокинул Бердянск тогда ещё Игорь в 1955 году
Фотография в иоследний вечер прощания с Бердянском, на косе,. Утром поезд навсегда его свяжет с МОСКВОЙ.
6.3.5. и опять: я сказал...
“Праздничные богослужения состоялись в четырех ... (бердянских) ... православных церквях Московского Патриархата: Храме Рождества Христова, Вознесения, Святого Пантелеймона, Владимирской Божьей Матери и в Храме Покрова Пресвятой Богородицы Киевского Патриархата. По информации гор. отдела милиции, на Пасху храмы посетило более 30 тыс. человек. На католическом богослужении в Храме Пресвятой Девы Марии побывало более 100 человек (подчеркнуто мной, - И.К.)”.6.45.
На этой ноте можно было бы завершить тему, даже не уточняя, что “24 июня, в Киев, на Божественную Литургию Папы Римского, отправились более 70 человек., 60 из них - бердянцы”.6.46 Учитывая мировую значимость события, очевидно это и есть истинное число бердянских католиков, но и без того ясно, что соотношение указанных христианских конфессий экстремально несоразмерно. Вообще, сказали мне по телефону, Пасха-2001 в Бердянске вылилась во что-то невообразимое: очередь верующих в Христорождественскую церковь растянулась на несколько кварталов, пришлось перекрыть движение автотранспорта...
Что касается Иоанна Павла II, то “украинский визит Папы провалился, цитирует агентство газету “Le Temps”. Встречи Понтифика с руководством украинской униатской церкви (во Львове, - И.К.) фактически свидетельствуют о признании связи между униатами и Римом. ... Это может привести к ухудшению отношений между конфессиями на Украине (подчеркнуто мной, - И.К.), тем более, что визит Иоанна Павла II проходит без согласия патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, которому подчиняется православная церковь в этой стране. В этой связи Би-Би-Си приводит весьма категоричное заявление главы греко-католической церкви кардинала Любомира Гузара, который выразил надежду, что “после визита Папы православные станут более православными, то есть более глубоко осознают свое христианство. И, исходя из этого, они примут решение о том, как они хотят жить дальше”.6.47 Пасха-2001 в Бердянске вполне подтвердила это.
Последовавший затем визит Папы в Грецию, как мы уже знаем, закончился еще большим провалом - возмущенные православные не позволили ему поцеловать землю у трапа самолета, чему не препятствовали даже мусульмане. Как я и предположил в письме к шеф-редактору “БД”, “глава римско-католической церкви Папа Римский Иоанн Павел II попросил прощения у греков за тех католиков, которые “грешили по отношению к православным”. ... Он попросил бога простить католиков за то зло, которое они причинили своим православным братьям и сестрам после церковного раскола в 1054 году. ... Он покаялся за нетерпимость и насилие в отношении инакомыслящих, за жестокость, допущенную в ходе религиозных войн и крестовых походов. ... Что касается Российской православной церкви, в отношениях с которой ... наблюдается натянутость, то Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II пока не спешит встретиться с Понтификом. По его словам, пока наблюдается определенная экспансия римско-католической церкви. (Все подчеркнуто мной, - И.К.)”.6.48 “Позже в Дамаске Понтифик выразил надежду, что различные церкви “найдут адекватные пути, которые приведут их к полной общности”. - “Сегодня это - декларация и надо посмотреть, как это прощение будет проявляться на деле”, - отреагировал Алексий II. ... ”.6.49
(6.3.15.)
Рассказ мой о дорогом моему сердцу Бердянске будет неполным, если я не упомяну еще о двух примечательных событиях, также вдруг произошедших после моего письма.
“Бердянск - наш общий дом”, - такое название получил городской Союз общественно-политических организаций, созданный на учредительной конференции 6 марта (2001 года - И.К.). На сегодняшний день в городе зарегистрировано 18 партийных организаций и около 240 общественных. Часть из них вошли в Союз. Как сказано в программных документах, “с целью объединения усилий для внесения реального вклада в развитие города, создания условий для улучшения жизни его жителей”.
Открывая конференцию, мэр города Валерий Баранов ... (сказал), ... что “по одному решать проблемы невозможно, пришла пора объединяться”. Причём не на идеологической основе или по интересам, а на почве патриотизма и любви к городу. Как выразился лидер местных коммунистов Борис Бузов: “Мы обречены быть разными, но, с другой стороны, мы обречены быть вместе”. (Все подчеркнуто мной, - И.К.). ...”.6.50
Прекрасные слова, отличная идея, о которой можно было бы сказать - великое - в малом. Я было уже хотел предложить подумать, не здесь ли проросли ростки Нового Мира, когда в пылу разгоревшегося конфессионного конфликта мои дорогие бердянцы нашли единственно правильное решение, универсальное для каждого города, каждой страны, для всего мира - мировые проблемы нужно и решать, как в древности славяне - всем миром. Да только вовремя вспомнил, что-идея-то вторична. Была уже черномырдинская, бесславно сгинувшая “партия власти” “Наш дом - Россия”, пытавшаяся подмять под себя весь политический спектр. Нынешнее думская рыхлая “Единая Россия” - первичное название “Единство-Отечество”, сокращенно “Едиот” - того же разлива. Что-то такое, безликое, есть, или уж по-обезьяньи, должно быть и “в рiднiй Украiне”. Если громаду (общество) маленького городочка раздирают полномасштабные страсти 18 партий, не пришло еще время сказать, что здесь, - даже не в планетарном масштабе, - стабильность Мира без границ, где все земляне и “человек имеет право жить там, где он желает”, мой дом - ... и каждый дальше может назвать свой отчий дом, свою Отчизну, свою Родину.
ПАМЯТНЫЙ КРЕСТ НА ПРОТИВ ВХОДА В ШКОЛУ № 2
ГОРОДА БЕРДЯНСКА
Второе событие я также изложу языком газетных фактов со своим комментарием.
“Мы уже сообщали, что памятный знак в честь 2000-летия Рождества Христова будет установлен на проспекте Ленина, рядом с СШ № 2. Под него уже подготовлена площадка. В районе рынка, где раньше планировалось установить памятный знак и где также готова площадка, ко Дню города планируется установить знак в честь великомучеников Бердянска”.6.51
Но почему “рядом с СШ № 2”, если одна “площадка уже готова” и даже освящена? Установка любого монумента в городе - это сложная процедура согласования с городскими властями, учитывающими многое, о чем никому не говорят. Установка религиозного символа - это сложность вдвойне, так как требуется ее освящение и, вероятно, благословение Московского Патриархата. А тут - раз! - и поменяли площадку на другую. Вторая средняя школа - это моя первая “альма матер”. Приятно, что столь значимый знак поставят рядом с ней, но почему вдруг такое неожиданное и нежданное изменение?
(6.3.16.)
Стоит школа практически в центре города, место здесь - одно из самых оживленных: по проспекту Ленина народ идет к морю и базару, по перпендикулярной к нему улице Горбенко - к железнодорожному вокзалу. Да к тому же еще и историческое: на фасаде старой школы - бывшей женской гимназии, - помню, висела памятная доска: “С балкона этого здания члены Первого бердянского совета провозгласили в городе Советскую власть”. Балкона, как видно на снимке, на угловом скосе при мне уже не было - за ним мой 10-й Б класс. В 60-е - сломали и школу вместе с памятной доской. То, что стоит вместо нее сейчас, для меня холодное и чужое.
Уместнее, казалось бы, установить сей знак рядом с культовым, а не общеобразовательным зданием. И если бы его поставили вместо деревянного Креста на Горе, где, по словам крещенного шеф-редактора, “православные ... когда-нибудь поставят свой храм”, все было бы в самый раз: у дороги, на въезде в город, позади - будущая Церковь Вознесения Господня... Но, оказывается, за выбранное - кем? - у школы место нужно было еще отцам церковным побороться с городскими “отцами”.
“Русь святая, храни веру православную!”. Так записано на стеле Святого Креста, который в эти дни возвели на проспекте Ленина. “Сей святый крест сооружен в память празднования 2000-летия Рождества Христова”, - теперь эту надпись на постаменте может прочитать каждый. И бердянцы, и гости города смогут поклониться Святому Кресту, сооруженному в самом центре Бердянска. ... Секретарь горсовета заверил, что место для установки Креста окончательно определено в минувший вторник на совещании, где присутствовали представители всех православных церквей города (подчеркнуто мной, - И.К.). А на освященном месте, недалеко от рынка, будет поставлен колокол, который пообещал предоставить настоятель Христорождественского храма протоиерей Михаил Семенчук”.6.52
(6.3.17.)
“Церемония открытия памятного знака ... состоялась ... 20 апреля (2001 г., - И.К.). ... Мэр города Валерий Баранов ... был краток, сказав пару приличествующих событию фраз, после чего, стянув белую материю, памятный знак под аплодисменты открыл.
Настоятель Христорождественской церкви, протоирей Михаил Семенчук - отец Михаил, сообщил, что на Руси издавна было принято ставить кресты вдоль дорог, с тем чтобы верующие, находящиеся вдали от храмов, тоже могли помолиться. Еще отец Михаил высказал надежду, что сей крест послужит духовному возрождению и укреплению веры. После этого была прочитана молитва, крест освящен.
Тем временем, многие обыватели считают, что проспект и так перенасыщен памятниками и Кресту здесь не место. На участке длиной около 200 метров уже стоят Пушкин, пушка, корвет, Ленин, пять разных фонтанов, будут “бычок” и “тюлька”. В общем, соседство довольно странное. Не добавляет гармонии и очередное заведение, строящееся между корпусами СШ № 2, прямо напротив Креста”.6.53
И опять неувязка - место выбрано неудачно... Но скульптурные прибамбасы, если нужно, легко убрать - того же Пушкина на моем веку “гоняли” по городу раза три, - а Крест должен стоять на века и именно, почему-то на этом месте, - еще раз твердо изрекли в горсовете “представители всех православных церквей города”. Почему? Но власти согласились с этим настолько, что даже оторвали от себя последнее.
“Все, что мы делаем, – это приоритеты из приоритетов”, – заявил Валерий Баранов на внеочередной сессии горсовета. То есть, по мнению городского головы, каждая копейка из городского бюджета должна расходоваться только на самое нужное и необходимое. Городской бюджет – 26 млн. гривен, для выполнения плана социально-экономического развития города нужно 82 млн. гривен. Видимо, в число таких первоочередных задач вошло приведение в порядок фасада СШ № 2. На эти цели местный бюджет выделил 70 тыс. гривен. После реконструкции фасад действительно выглядит красиво. ... Главное, чтобы костюмчик сидел”.6.54
А потому такая ирония, что “между корпусами СШ № 2 по проспекту Ленина, прямо напротив Креста, строится очередное кафе. Народ ему уже придумал название - “У Христа”. ... То, что при этом используется земля, отведенная для школы, было неважно. В течение полугода госпожа Романовская должна была представить проект. Самого проекта и разрешения на строительство, по крайней мере в санстанции, так и не дождались. Стройка, тем временем, развернулось. Будь на месте госпожи Романовской господин, скажем, Пупкин, его “нагнули” бы и в реконструкции фасада поучаствовать, и без проекта не дали б ничего строить. Муж госпожи Романовской же занимает должность первого заместителя городского головы... “Что позволено Юпитеру, не позволено быку”.
P.S. Как нам стало известно, в конце мая (помните, Крест был освящен 20 апреля, - И.К.) Бердянская межрайонная природоохранная прокуратура вынесла протест на решение исполкома, требуя отменить разрешение частному предпринимателю Романовской на размещение и выполнение проектно-изыскательских работ в районе СШ № 2. (Это через год-то капитальных работ? - И.К.). ... Протест приостанавливает решение и подлежит рассмотрению на очередном заседании исполкома”.6.55
Ну, если прокуратура вмиг и вдруг вмешалась, то - вот, пожалуйста, - одну прибамбасину от Креста уже уберут. Но вы представляете, что должно случиться в маленьком городе, чтобы сначала “под носом” у первого заместителя городского головы поставили Святой Крест, а затем “поставили крест” на его детище?
Я, кстати, точно помню место, которое накрыл постамент Креста, потому что минимум два раза стоял на нем. Раньше в школе тоже было два здания: основное, видимое на снимке, и вспомогательное - там, где второй корпус, только между ними не было столь внушительной перемычки. А буфет во втором здании был, только с другой стороны. Кроме буфета, здесь было и несколько классов. Почему-то всегда для сдачи экзаменов они доставались нам. Первый раз, оттесненный девчонками на край водосборной канавы, протянувшейся через весь город до моря, я стоял - пятиклассник - на этом месте, выбирая из букета сирени пятилепестковые цветки “на счастье”. Второй раз - в седьмом, - снова толпа, которую непременно нужно было объехать на велосипеде. Места было совсем мало - колесо на пол-шины по толщине уже висело в воздухе, зацепившись за острую кромку, еще чуть-чуть и грохнулся бы я головой вниз в облицованную гранитом яму. Да Бог миловал, пронесло...
Странно и то, что к основной надписи добавлено: “Русь святая, храни веру православную!”. А не кажется ли вам, что это не только вызов “украинизации” с ее настырной “самостийностью” и грубым насаждением “мовы” среди преобладающего русского населения, но и нечто избыточное, добавленное как бы впопыхах, ну, в общем, вмиг и вдруг. В моем письме тоже, помимо православия, есть и Русь Святая, и русская земля, за которую бьются запорожские казаки, и русский город Бердянск... “Так может быть, - думаю я, - все дело в нем, где я сказал именно так как сказал, а посему установка Креста у школы, которая научила этому меня, есть благодарность православной общественности? Не у дома же моего, в самом деле, ставить столь торжественный знак”. Но в горсовете, похоже, обсуждался и такой вариант.
(6.3.18.)
“Улица Красная будет прекрасная”. Валерий Баранов сообщил, что ремонт дорожного покрытия на ул. Красной будет произведен за счет средств облавтодора. ... Им может заняться строительная бригада Запорожской АЭС. ... ”.6.56
На улице Красной, 5, сорок лет прожили мои родители, а с ими, естественно, и я, даже когда жил в Москве. И опять загадка: почему решили реконструировать именно Красную? Она хоть и в центре (за квартал от второй школы), но эта, всегда тихая улочка, до революции вообще называлась Зеленой, не то что параллельные ей проспект Победы рядом с горсоветом, та же Горбенко, по которой приезжие идут в город с вокзала или Набережная - “лицо” любого города у моря. Опять совпадение? Вмиг и вдруг?...
“В каждом сердце есть храм. / Храм зовется любовь. / Мы войдем в этот храм. / Храм войдет в нашу кровь”, - под грохот газмановской оратории я завершаю этот раздел малюсенькой заметкой из чуть не ставшей полгода назад прокатолической газетки, в которой полюбовно сошлись к завершению все бердянские теологические проблемы.
“В Бердянске будет собор. Вознесенский собор планируется построить на том же месте, где он находился прежде, то есть примерно там, где сегодня расположен фонтан возле ГДК (городского дома культуры, - И.К.). ...”.6.80 Значит место, освященное ранее на Горе тоже поменяли на центр города? Вмиг и вдруг?...
* * *
Костел в Бердянске построили - “оседлое” православие отступило перед агрессивным католицизмом. До момента, пока на нем не “начались кровельные работы”, (…_ в местной прессе соблюдалось гробовое молчание. И напрасно: если с этим смирились бердянцы, я - “сделал все, что мог, пусть другие сделают больше”: взамен “срама на Горе” Русское Православие наконец-то получило Церковь на холме с видом на Ватикан; бердянцы - Вознесенский Собор в центре города, я - памятный Крест у стен родной школы.
К тому же сообщается, что (Сообщение из БД о вручении Алексием II православной делегации города фрагментов 16 мощей русских святых). Ближайший православный собор в округе, - пожалуй, только в столице Войска Донского – Новочеркасске (там, кстати, тоже были волнения из-за недавней постройки католического собора в городском парке). Не всякая православная церковь хранит мощи хотя бы одного святого. Совместно со спешной подготовкой строительства Собора, (ссылка на сообщение в прессе), переданная Московской Патриархией городу Благодать означает, что Бердянск становится центром Православия в данном округе. И еще. На освященном месте в Бердянске, где предполагалось возвести Церковь Вознесения Господня - ту, о которой я говорил в письме, что ютится она в дальнем кинотеатре, и заменена затем на Вознесенский Собор, теперь будут возводить Церковь Св. Николая - это тоже “Храм на Горе” непосрелственно перед входом на Старое кладбище. В Риме же, на первоначально освященном закладном камне под Церковь Св. Петра и Павла построят Церковь Св. Екатерины. Известно, что был большой скандал по поводу скоропалительного решения Папы о возведении православного храма вблизи Ватикана, позже журналисты гадали, почему Св. Петра и Павла заменили на Св. Екатерину. Это действительно всех удивляет, почему из сонма православных святых “в земле российской просиявших” (сейчас их около тысячи), были выбраны эти имена. Удивляет всех, но не меня, потому что моих родителей звали - Николай и Екатерина…
Ну а зачинщика прозелитизма (обращения православных в католицизм) – из очередной православной страны – вон!
“Правительство Грузии приняло решение не подписывать соглашение с Ватиканом. … Протестуя против … (него), … в центре столицы на митинг собрались более тысячи грузинских студентов. Резко против подписания договора с Ватиканом выступила и Грузинская Православная Церковь. … В проекте договора … есть статьи, уравнивающие ее с Православной Церковью. 75% населения страны - православные христиане. Православие было принято грузинами в 337 году нашей эры”.6.86
(6.3.19.)
17 ноября 2003 г.
Его Святейшеству Алексию II,
Патриарху Московскому и Всея Руси
Ваше Святейшество!
6 мая с.г. на территории посольства России в Риме состоялась презентация лицензии на строительство Церкви Св. Екатерины, определенной по местоположению как “храм на холме”. Два года назад здесь же был освящен закладной камень первоначально планируемой Церкви Св. Петра и Павла. По информации в печати, последнее было осуществлено спешно, а благословение на строительство дано Ватиканом только сейчас.
Данную ситуацию я связываю с тем, что за несколько дней до освящения камня я отправил электронной почтой статью в газету “Бердянск деловой” (Украина), в которой выразил свое возмущение фактом строительства католического костела в исторически православном русском городе Бердянске - городе моего детства. Было объявлено, что костел строится “в рамках программы 2000 года “Любовь, добро и милосердие”, инициированной Папой Римским Иоанном Павлом II”. (Дорога к храму. - “Бердянск деловой”, № 15, 13.04.2000). Для костела было выбрано одно из лучших мест в городе - высокий холм, называемый там Горой. Я обыграл это обстоятельство, назвав статью “Срам на горе”, которую даю в приложении.
Как было показано по НТВ (08.06.03), точно так же был внедрен костел в столице Донского казачества - православном Новочеркасске: сначала там обосновался заезжий ксендз, затем появились “недобры молодцы” с проектом, а беспринципный городской совет утвердил его. Я полагаю, и там, и тут, не без хорошей мзды.
Закладка первой Православной Церкви в Риме - “храма на холме” - это, на мой взгляд, симметричный ответ Понтифика на мое возмущение строительством костела, поскольку статья с таким скандальным названием не могла пройти мимо него как инициатора указанной прозелитской программы. К этому можно также отнести осуществленную тогда же по его инициативе передвижку “празднования католической и протестантской Пасхи на неделю вперед с тем, чтобы католики, протестанты и православные отмечали Воскресение Христа одновременно”. (Католическую Пасху Папа может подвинуть к православной. - “Национальная служба новостей”, 28.01.2001).
В том же году на Пасху в Бердянске был установлен Святой Крест в память 2000-летия Рождества Христова Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить Вас и церковное руководство бердянской православной общины за решение установить его не на ранее освященном для него месте, а возле школы, которая открыла мне дорогу в мир. Я благодарен Вам также за благословление строительства Церкви Св. Николая у входа на кладбище, где похоронен мой отец – Николай Федорович Колпакчиев. Это место ранее было освящено для Церкви Вознесения Господня, которая теперь будет строиться в центре города как Вознесенский Собор.
В настоящее время, несмотря на протесты жителей города, костел в Бердянске построен и, видимо, это обстоятельство стало решающим для выдачи лицензии на строительство “храма на холме” в Риме.
Как известно, Московская Патриархия выражает обоснованное возмущение проводимой Папой политикой прозелитизма. Выдача лицензии на строительство Православной Церкви с видом на главный католический собор - это новый спекулятивный ход Иоанна Павла II, чтобы задобрить Православие в преддверии фанатично желаемого им визита в Россию. Особенно после столь плачевных для него поездок в древние центры Православия - Сирию, Украину и Грецию. Этой же цели служит и объявленная передача Православной Церкви иконы Казанской Божьей Матери, хотя известно, что она была украдена из России и незаконно приобретена Ватиканом. Удивление вызывает не только это деяние, но и столь долгое хранение ворованной Православной Святыни в папских покоях, а также торги ею для обоснования приезда главы римско-католической церкви в “третий Рим” - Россию.
Я не отношу себя к религиозным людям, тем более не в моей компетенции вмешиваться в конфликт между двумя христианскими конфессиями. Цель моего письма - объяснить Вам подоплеку указанных выше деяний Понтифика, внешне, казалось бы направленных на достижение мира, а на деле увеличивающих раскол.
6.5. К великому сожалению, все это уже было. “В короткое время русское книгопечатание достигло высокого уровня. ... Московские власти … понимали важность деятельности русской типографии в западных областях древнерусского государства, где в то время подготовлялось польским правительством церковная уния с целью денационализации русского православного населения (подчеркнуто мной, -И.К.)” (Н.М.Карамзин. История государства Российского, С.-Пб., 1998, т. I, с. 86). . А было то в русском городе Львове, совсем недавно, во дни взятия Казани, “в лето 61-е осьмыя тысящи (1553 г.)”. Продались тогда русские бояре, польстились на посулы польские.
Я хочу также обратить Ваше внимание на написанную мной книгу “Мир без границ”, одна из глав которой называется “Воссияй, Россия!”, поскольку в ней, в том числе и с нравственно-религиозных позиций, обосновываются две основные идеи: “Мир без границ, насилия и войн” и “Россия - лидер цивилизации XXIвека”. Эти идеи, по моему мнению, будут определять мировой порядок в постиндустриальном обществе XXI века, поскольку роль России в развитии этого процесса должна быть ведущей. Как можно видеть из прилагаемого краткого содержания книги, обе эти идеи с моей подачи озвучены и используются ведущими политиками мира.
Исходя из изложенного, я прошу Вашего благословения и поддержки для издания данной книги во славу и на пользу России.
С искренним уважением,
И.Н. Колпакчиев
Через неделю после отправки этого письма Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II призвал Папу Римского Иоанна Павла II “покаяться в дьявольских деяниях” (НТВ 25.11.03).
Страшные слова…
В скоре Патриарх АЛЕКСИЙ ВТОРОЙ повелел поставить СОБОРНЫЙ ХРАМ "СВЯТОГО ИГОРЯ ..." В МОСКВЕ в ПЕРЕДЕЛКИНО.
ХРАМ" СВЯТОГО ИГОРЯ ..." В ПЕРЕДЕЛКИНО