Найти тему
СВОЛО

Продолжение статьи про ту, кто написала «Никогда мы не будем братьями»

Предыдущая статья была про стихотворение Дмитрук «Зачем вы пришли с войной?» (см. тут). Я не убедил одну, и она мне написала:

«Понимаете, поэзия такая штука, где даже великому мастеру сложно написать нечто новое. Вот, скажем, похожий стих от Горация:

Куда, куда вы валите, преступники,

Мечи в безумье выхватив?!

Неужто мало и полей, и волн морских

Залито кровью римскою —

Не для того, чтоб Карфагена жадного

Сожгли твердыню римляне,

Не для того, чтобы британец сломленный

Прошел по Риму скованным,

А для того, чтобы, парфянам на-руку,

Наш Рим погиб от рук своих?

Ни львы, ни волки так нигде не злобствуют,

Враждуя лишь с другим зверьем!

Ослепли ль вы? Влечет ли вас неистовство?

Иль чей-то грех? Ответствуйте!

Молчат… И лица все бледнеют мертвенно,

Умы — в оцепенении…

Да! Римлян гонит лишь судьба жестокая

За тот братоубийства день,

Когда лилась кровь Рема неповинного,

Кровь правнуков заклявшая.

Мастерское описание и подведение гражданской войны, не замечаете? А написано это более 2000 лет тому назад! Однако, чего ожидать от современной украинской поэтессы? Образования? Знаний? Понимания действительности? Шутите?».

.

Я привык быть понятым с точностью до наоборот.

Я нашёл стихотворение произведением неприкладного искусства (т.е. первоклассным) за участие в его рождении подсознательного идеала трагического героизма, который сам произошёл от действия механизма психологической защиты под названием реактивное образование (пример, как два брата причиняют друг другу боль в объятии из-за вытеснения в подсознание мнения, что они б должны любить друг друга).

По-моему, быть первоклассным и иметь огрехи в стихосложении – это не противоречие. Одно дело, чем порождено произведение, другое – насколько хорошо оно сделано. Ну, по крайней мере, такая позиция у меня, дерущегося десятки лет, за приятие теории художественности по Выготскому, из которой следует, что произведения неприкладного искусства (рождённые подсознательным идеалом) первосортны. Их достоинство – тонкость вызываемого переживание (в пику силе у произведения искусства прикладного). Тонкости мешают, конечно, шероховатости. Но… Можно простить за тонкость.

И тип подсознательного идеала – трагического героизма – предполагает отчаянную борьбу. Пропаганда на Украине поставлена так хорошо, что народ СВО понимает как несправедливую агрессию, а своё сопротивление ей – как способное привести к победе Украины над Россией. И этот нюанс духа времени Дмитрук и выразила. (Это, конечно, парадоксальный дух, но он факт. И не мистики. А вполне мыслимо, что Россия устанет, народ взбунтуется против власти, свегнет её, на смену придут либералы и всё, отнятое у Украины, ей вернут.)

Текстовая странность, выдающая породивший стихотворение подсознательный идеал трагического героизма, - это слова вежливости и уважительности.

Чтоб оценить, похожее ли стихотворение сочинил Гораций нужно: 1) войти в курс тогдашней истории, 2) Прикинуть, что для того момента могло б служить странностями, 3) угадать, какой тип идеала эти странности могут выразить (учитывая, что по следствию из теории Шмита подсознательные идеалы сменяют друг друга в одной и той же последовательности всегда, и их всего 6 типов).

Процитированное стихотворение Горация это эпод VII книги «Эподы». «Стихотворения сборника были написаны в период 41-31 г. до н. э. (хронологически последние 1 и 9 — перед сражением при мысе Акций и сразу после него)» (Википедия).

Битва – это битва Антония и Октавиана в 31 году до н. э., мутных типов, выродивших гражданскую войну между республиканцами и сторонниками личной власти в войну между претендентами на эту личную власть. Гораций был за республику. Та проиграла в битве при Филиппах в 42 году до н. э. Вожди покончили с собой, а сам Гораций спасся бегством с поля боя в числе многих других, побежавших. Это заставило его счесть республику авантюрой. Он участвовал в битве соперников за личную власть, наверное, с меньшим рвением, чем в битве за республику. И ему война стала сильно вонять, хоть это было некрасиво во мнении воинственных римлян. Наверно, соответствующий у него сложился подсознательный идеал трезвости, свободной от залётов крайностей – тип идеала, выражаемый стилем барокко (в веках повторяющегося, имя барокко стиль приобрёл через 1,5 тысячи лет, когда до чёртиков надоела 100-летняя религиозная война Реформации и Контрреформации).

Странностями в этой связи можно подозревать спустя более 2000 лет слова брезгливости по отношению к доблестным воинственным римлянам: «преступники», «безумье», «Ослепли», «неистовство», «грех», «оцепенении», «заклявшая».

Современники Горация, надо думать, остро чувствовали эти странности, и им казалось, что Гораций им выразил ЧТО-ТО, словами невыразимое. Как и Дмитрук теперь.

В том и состоит вечно одинаковая новость общения подсознаний автора и его восприемников – через странности для своего времени. Один выражает, другой воспринимает ЧТО-ТО, словами невыразимое. Это тонко и ново. Не больше.

И россияне тоже это у Дмитрук подсознаниями воспринимают и потому сознаниями на неё негодуют совсем не эстетически. Из-за чего я прекратил отвечать на комментарии: у меня, мол, искусствоведческий канал, а не политический.

.

Чем, думаю, ценна моя деятельность? Зачем я врагиню вытянул на разбор? Зачем раздражаю сознания россиян?

Чтоб научить большинство въедливости. Без неё, вон, большинство предало СССР в 1991 году (а я, въедливый, не предал). Может и сейчас большинство предать РФ. И после этого уже не будет России на планете.

11 сентября 2023 г.