Более 40 станций Московского метро являются объектами культурного наследия. Станции метрополитена должны были стать элементами подземного города, продолжением городских улиц и площадей под землей. Эти станции открыты в период с 1935 года по конец 1950-х годов.
Название станции – в первом комментарии после статьи.
Станция открыта 15 мая 1935 году в составе первого пускового участка Московского метрополитена, колонная станция мелкого заложения (9 м). Архитекторы: Иван Таранов и Надежда БыкОва (ударение на О). Они вместе являются авторами девяти станций метро. На Международной всемирной выставке в Париже в 1937 году проект станции был удостоен Гран-при.
До открытия
По воспоминаниям Н. Н. Соколова, начальника 4-й дистанции Метростроя, при строительстве метростроевцы столкнулись с трудностями трех типов. Первое – отсутствие опыта. Второе – запутанная система подземных коммуникаций часто даже не нанесенная карту. И третье – сложные гидрологические условия: тоннель пересекала река Рыбинки, заключенная в бетонный коллектор. В районе проведения работ в Рыбинку впадало шесть водостоков. Во время дождей все эти водостоки и коллектор Рыбинки переполнялись, грозя затопить котлован. Для обеспечения устойчивости окружающих пород, вся территория котлована будущей станции была рассечена траншеями, из которых непрерывно откачивалась вода.
Перед открытием люди стояли всю ночь, мечтая оказаться в числе первых пассажиров:
В конкурсе участвовал и Константин Мельников. Сохранился его проект наземного павильона (фото из открытых источников):
Наземный павильон
У станции только один наземный павильон, как и у всех станций первой очереди. Изначально в центре павильона, в крыше перекрытия имелся большой круглый витраж с рисунком в виде пятиконечной звезды.
Входные и выходные потоки пассажиров полностью разделены: вход осуществляется во внутренние двери, из арки, а выход – из противоположных торцов вестибюля.
Перед павильоном стоят две скульптуры: дискобол и волейболистка. Скульптуры были сделаны из гипса и покрашены. К открытию скульптуры сделать не успели, их поставили позже. Автор скульптур Петр Митковицер (главный скульптор Дворца Советов).
Скульптуры простояли недолго, их заменили светильники-торшеры, которые со временем тоже были демонтированы.
Со временем павильон менялся. Сначала исчезли скульптуры, их заменили торшеры, которые тоже исчезли. Были повешены светильники-факелы внутри арки, около входных дверей. Перестали сажать цветы в специальные углубления на выступающем цоколе, исчезли вазоны с углов, было замуровано окно со звездой. Скульптурный фриз, который украшает павильон внутри арки, был покрашен в черный цвет. Горельеф повествует о строительстве метро, выполнен по рисункам Ивана Таранова, скульптор Петр Митковицер. Исчезли буквы "МЕТРО" с крыши павильона. В результате всех изменений в 2012 году выглядело это так:
В 2022 году павильон был открыт после реконструкции. Восстановлены: скульптуры, плафон со звездой, буквы "МЕТРО", цвет и фактура павильона, убраны бра-факелы. Все фото сделаны автором в сентябре 2023:
На этой станции полностью разделен входящий и выходящий пассажиропоток. Разные лестницы ведут к входу и выходу в наземном павильоне:
Коридор, ведущий от кассового зала к подземному, также разделен для входящих и выходящих пассажиров.
Сегодня в коридоре тоже не так, как при открытии: заменена плитка на полу (положенная вначале плитка оказалась не приспособленной для такого пассажиропотока), полностью изменилось освещение, не осталось разделительного ограждения и надписи "К поездам".
Подземный зал
Конструкция подземного зала достаточно проста: трехпролетная станция с двумя рядами квадратных колонн по 23 в каждом ряду. Такая конструкция стала типовой для станций мелкого заложения. Колонны, облицованные серым мрамором, с базами черного цвета и капителями белого цвета с помощью расцветки делали станцию высокой, лишенной ощущения «подземелья». Перекрытие станции выполнено кессонировано, в средней части кессоны неглубокие, очерчивают вентиляционные решетки. В боковых частях зала – глубокие кессоны квадратной формы в три ряда. В каждом глубоком кессоне был закреплен маленький светильник-шар, а между колонн висели шары большего размера. Пол изначально был покрыт асфальтом. Путевые стены облицованы глазурованной плиткой.
В 1970-е годы, когда был принят новый стандарт по освещенности, маленькие шары над путями убрали совсем, а большие шары между колоннами заменили люминесцентными лампами. На полу уже лежат гранитные плиты.
В центре зала расположена лестница для входа-выхода пассажиров, в торце - табличка, установленная при открытии станции. Когда-то было написано, что метрополитен имени Л.М. Кагановича. Позже было заменено на ВИ Ленина:
По первоначальному проекту путевые стены должны были быть украшены майоликовыми панно, но из экономии стены выложили глазурованной плиткой. Обратите внимание на освещение станции на проекте:
Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии — это очень важно для меня.
Другие статьи про метро читайте здесь.
До скорой встречи!
#достопримечательностимосквы #метромосквы #история метро #блоги увлеченных людей
ИСТОЧНИКИ
Зиновьев А.Н. СТАЛИНСКОЕ МЕТРО Исторический путеводитель
Рыжков К.С. Московский метрополитен. – М, Московский рабочий, 1954
Соколов Н.Н., начальник 4-й дистанции Метростроя. Станция «Сокольники»
Таранов А.И. Московская династия: Тарановы-Быковы
pastvu.com старые фотографии