Мы остановились на том, как оба корабля в ноябре 1942 года встали в ремонт. Они вышли из ремонта в марте 1943 года. "Шквал" вышел чуть раньше.
Оба корабля достаточно активно использовались для сопровождения транспортов, патрульной службы. Весной 1943 года «Шквал» (капитан-лейтенант Бакарджиев) осуществлял блокаду и обстрел порта Анапа. Чуть позже к нему присоединился «Шторм» (командир – капитан-лейтенант Несмиянов). Корабли находятся в море практически непрерывно. «Шторм» 1 мая 1943 года совместно обстрелял аэродром в Анапе с эсминцем «Железняков» выпустив 265 снарядов. Огонь велся с корректировкой с самолета МБР-2.
9 мая СКР «Шторм» сопровождал крейсер «Красный Крым» из Батуми в Поти. 10 мая вместе с ТЩ и 12 СКА конвоировал ТЩ «Пионер» и ТР «Тракторист» из Поти в Сухуми. 11 мая в 4.40 конвой вышел из Сухуми в Туапсе, двигаясь со скоростью 17 уз. противолодочным зигзагом. В 17.30 в точке с координатами 43° 49,9' с.ш. и 32° 23,8' в.д. был атакован неприятельской ПЛ (Атаку произвела ПЛ U-9 (командир — капитан-лейтенант Клаус Петерсен.)
Попадание торпеды (по некоторым данным, с акустическим наведением) пришлось в корму корабля. В 17.33 в кормовой части СКР раздался сильный взрыв, кормовую часть подбросило. Корма по 123-й шп. (суммарно, около 8 м) была оторвана и затонула.
В 17.34 сыграли боевую тревогу. Были затоплены кубрик № 3, машинная кладовая, кормовой артпогреб № 2, переборка между погребом и вторым МО пропускала воду. Ситуацию спасла мощная водоотливная система. За борт снесло минный кран и траловую лебедку. Взрывной волной за борт сбросило 45-мм орудие № 2, 37-мм автомат № 3. У 102-мм орудия № 2 вертлюг вместе с телом орудия был сброшен с тумбы, орудие упало на палубу, навалившись стволом на кормовой мостик. Получили повреждения и требовали заводского ремонта 37-мм автомат № 2 и 12,7-мм пулемет «Кольта-Браунинга».
Взрывной волной из румпельного отделения выбросило кислотный баллон и кусок палубы весом свыше 100 кг, которые рухнули в носовой части корабля и разрушили фор-марс и носовой мостик. Оказалась разрушена колонка машинного телеграфа и повреждена штурманская рубка.
К счастью, глубинные бомбы (10 больших и 6 малых) не сдетонировали, а сброшенные в воду взорвались последовательно по корме на расстоянии 1,5 — 2 кбт.
В общей сложности корабль принял около 190 т воды (треть от водоизмещения). Погибли 13 человек, 6 человек были тяжело ранены, 11 —легко. К счастью, экипаж показал очень высокую выучку.
Личный состав 2-го турбинного отделения установил подпоры на переборку затопленного 2-го погреба, произвел конопатку швов и сальников гребных валов. Обе турбины были застопорены. Дано освещение, запущены водоотливные средства для осушения 2-го машинного отделения.
Несмотря на полученные тяжелые повреждения «Шторм» остался на плаву, в 17.47 БТЩ «Щит» взял СКР на буксир и в 22.18 привел его в Туапсе. Осмотр в базе показал, что центр взрыва пришелся на 123-й шп. и сохранившаяся кормовая часть корабля между 108-м и 123-м шп. держалась на сгофрированных листах верхней палубы.
Днищевые листы загнуло вверх и деформировало. С обоих бортов на 107-м и 108-м шп. в подводной части имелись пробоины площадью до 2 м2. С левого борта на 110-й шп., на 2 м ниже ватерлинии, шла пробоина размером 50x30 см с рваными краями наружу. Палубу 3-го кубрика подняло вверх почти до подволока. Верхнюю палубу до 108-го шп. деформировало со стрелкой прогиба до 1 м. Возникли гофры в районе 63 — 65-го шп. На переборке 108-го шп. была нарушена водонепроницаемость по заклепочным швам, переборка оторвана от обшивки борта.
Правый турбозубчатый агрегат заклинило. Промежуточный гребной вал в районе 2-го погреба был согнут под 37 градусов. Поврежден гребной винт: одна лопасть отломана полностью, две другие оказались помяты и имели выщерблены. У левого турбозубчатого агрегата перебило гребной вал. Кронштейны гребных валов оборвало, и они повисли на валах, но трубопроводы и механизмы машинно-котельных отделений повреждений не имели.
Водолазы Туапсинской ВМБ загерметизировали повреждения артиллерийского погреба, после этого артиллерийский погреб № 2 был осушен. 31 июля корабли взял на буксир «Вежилов», и в сопровождении БТЩ «Щит», 6 БО и 12 МО «Шторм» вышел из Туапсе и 2 августа приведен в Батуми. Встал в аварийно-боевой ремонт. Но не на долго. Довести ремонт до конца не смогли, корабль некоторое время эксплуатировался с одной турбиной (Окончательное восстановление боеспособности корабля было выполнено в плавучем доке после окончания войны).
Далее цитирую работу, специально посвященную этим двум кораблям: «В 19.00 20 августа 1943 г. «Шквал» вместе с СКР «Шторм» вышел из Туапсе в сопровождении трех МО для нанесения артиллерийского удара по аэродрому Анапа. На корабле держал флаг командир отряда капитан 2 ранга П.А.Бобровников. До 21.40 корабли шли вдоль берега со скоростью 18 уз. под прикрытием шести истребителей. В районе Новороссийска отряд уточнил свое место по мысу Дооб и горным вершинам. Получив донесение с самолета МБР-2 о готовности к корректировке, легли на боевой галс и в 1.20 открыли огонь по аэродрому с дистанции 65 кбт.
Первый залп лег с недолетом 300 м. Скорректировав огонь, перешли к стрельбе на поражение. Через несколько минут два прожектора осветили корабли и в 1.32 по ним открыли огонь береговые батареи. Катера МО прикрыли СКРы дымзавесами. В 1.37, закончив стрельбу, корабли увеличили скорость до 20 уз. и начали отходить от берега. «Шквал» и «Шторм» выпустили 193 102-мм снаряда. На аэродроме было зафиксировано шесть сильных взрывов. Противодействие оказывали две вражеские батареи (4 155-мм орудия), но безуспешно. Под прикрытием дымзавесы сторожевики вышли из-под обстрела и в 7.50 возвратились в Туапсе. 22 августа они перешли из Туапсе в Поти.
4 сентября СКР «Шквал» пришел из Поти в Туапсе. 9 — 10 сентября вместе со «Штормом» перешел из Туапсе в Батуми. 11 — 12 сентября оба СКР конвоировали танкер «Передовик» (1678 т бензина) в Туапсе, а затем вернулись обратно в Батуми.
17 сентября «Шквал» сопровождал ТР «Серов» из Поти до границы территориальных вод Турции, ТР направлялся в Трабзон. 20 — 21 сентября конвоировал танкер «И.Сталин» из Батуми в Туапсе, 22 сентября перешел в Геленджик.
«Шквал» участвовал в высадке десанта в районе станицы Благовещенская в сентябре 1943 г. в качестве корабля управления. 24 сентября в 17.30 одновременно с первым и вторым отрядами высадки десанта вышел в море, на СКР находился командир высадки контр-адмирал ГН.Холостяков (командир Новороссийской ВМБ) и его штаб. Ночью сторожевик атаковали три ТКА противника. Благодаря умелому маневрированию командира «Шквала» все шесть торпед прошли мимо. Из-за штормовой погоды отряды произвели высадку на Анапском рейде. 25 сентября в 8.09 СКР прибыл в Геленджик, а в 14.15 — в Туапсе.
26 сентября «Шквал» совместно с четырьмя БТЩ и одним СКА в охранении танкера «И.Сталин» и буксира ЧФ-2 вышел из Туапсе в Батуми. 27 сентября в 8.01 обнаружил вражескую ПЛ в подводном положении. БТЩ «Трал» атаковал ее глубинными бомбами. В 17.20 конвой прибыл в Батуми. 3 — 5 ноября конвоировал транспорты «Райкомвод» и «Тракторист» из Поти в Туапсе. Утром 6 ноября прибыл в Батуми и в тот же день в составе конвоя (танкер «В. Кутюрье», 3 БТЩ и 4 СКА) вышел в Туапсе, куда
прибыл 8 ноября в 1.25. 9 ноября вернулся в Туапсе, зайдя по пути в Сочи.
10 ноября вместе с тремя БТЩ и четырьмя СКА вышел из Туапсе, следуя в охранении танкера «В. Кутюрье» и буксира ЧФ-2. В 23.03 был обнаружен немецкий самолет-разведчик. В 1.15 11 ноября конвой атаковали самолеты противника, сбросившие 8 бомб, попаданий не было. В 13.35 конвой прибыл в Батуми.
15 ноября во главе конвоя из трех ТЩ и четырех СКА, сопровождавшего танкер «И.Сталин», вышел из Батуми. Между 17 и 18 часами конвой был обнаружен самолетом-разведчиком, а в 18.46 атакован ПЛ противника (безрезультатно). В 5.12 17 ноября прибыли в Туапсе, а 18 ноября вышли в Батуми. В 19.16 в районе Лазаревского конвой был атакован ПЛ. Две торпеды прошли за кормой СКР и попали в борт танкера. Возникший на нем пожар был ликвидирован командой танкера. Корабли атаковали ПЛ, но безуспешно. Танкер мог идти только со скоростью 6 уз. Конвой вернулся в Туапсе, однако из-за увеличившейся осадки танкер не мог войти в порт и встал на якорь. Утром 20 ноября конвой, усиленный одним БТЩ, вышел из Туапсе. Танкер для увеличения скорости шел на буксире МБ ЧФ-2. В течение дня обнаруживалась ПЛ, но ее атаки срывались. В 15.09 21 ноября конвой прибыл в Батуми.
23 ноября «Шквал» перешел из Батуми в Туапсе, 24 ноября — в Геленджик, а 28-го вернулся в Туапсе. 30 ноября вместе с СКР «Шторм» и БТЩ снова прибыл в Геленджик и в тот же день вернулся назад.
1—2 декабря с СКР «Шторм», двумя БТЩ и четырьмя СКА находился в охранении танкера «Передовик», следовавшего из Туапсе в Батуми.
Инспекцией ГМШ, осмотревшей корабль, состояние его механизмов было признано, неудовлетворительным, и СКР с 1 января по 4 августа 1944 г. находился в гарантийном ремонте.
4 августа 1944 г. в охранении шести БО и трех МО перешел из Поти в Батуми, а 7 августа в охранении шести МО вернулся в Поти. Деятельность в составе ОБСКР начал в сентябре того же года в Поти.
4 сентября перешел из Поти в Батуми. На следующий день обеспечивал переход из Батуми в Поти недостроенного ЭМ «Огневой». 8 сентября в охранении трех МО и двух СКА вышел из Поти в Новороссийск, а затем был направлен в Констанцу, имея на борту 236 человек личного состава эскадры ЧФ (экипажи для трофейных кораблей болгарского и румынского флотов). Прошел ремонт и докование в Варне.
В начале ноября «Шквал» прибыл в Севастополь, базировался в Стрелецкой бухте, поскольку Северная и Южная не были очищены от мин. 3 и 4 ноября отрядом ОБСКР, в том числе и «Шквалом», проводились контрольные траления параван-тралом от мыса Херсонес до мыса Ай-Тодор для обеспечения прохода эскадры. 5 ноября в 7.00 «Шквал» вместе с двумя БТЩ и двумя БО прибыл в точку встречи с эскадрой, возвращавшейся в освобожденный Севастополь. В 10.00 отряд занял место в походном ордере в голове эскадры. В том же месяце СКР перешел в Батуми для обеспечения государственных испытаний ЭМ «Огневой» (проект 30).
20 декабря 1944 г. приказом командира Потийской ВМБ был направлен на поиск недостроенной ПЛ Л-25, которую переводили из Очамчири в Поти. В ходе транспортировки ПЛ маломощный буксир не смог справиться с волной, отдал буксирный трос и ушел в Поти. Лодка дрейфовала, через крышки торпедных аппаратов в корпус поступала вода. «Шквал» обнаружил аварийную подлодку, подал трос и повел ее на малые глубины к берегу. Но поступление воды продолжалось, дифферент на нос увеличивался. Субмарина погружалась, став почти вертикально. Подошедший СКА снял с нее людей, СКР обрубил буксир, и Л-25 затонула на глубине 633 м. В феврале 1945 г. «Шквал» ходил в Констанцу». После окончания войны оба корабля прошли капитальный ремонт и модернизацию.
Парадокс, но читая «биографию» этих двух кораблей (пусть даже не во всем удачной конструкции, и не блистающих своими параметрами) понимаешь, что работали они гораздо больше, чем корабли, в которые вложили ох… (какие большие) деньги. И… очень многое зависит от экипажа. А. экипажи у них были СТАЛЬНЫЕ.