Найти тему
МИР (Море История Россия)

"Шторм" и "Шквал". Большая биография маленьких корабликов. (Часть 2)

Мы остановились на том, как оба корабля в ноябре 1942 года встали в ремонт. Они вышли из ремонта в марте 1943 года. "Шквал" вышел чуть раньше.

Оба корабля достаточно активно использовались для сопровождения транспортов, патрульной службы. Весной 1943 года «Шквал» (капитан-лейтенант Бакарджиев) осуществлял блокаду и обстрел порта Анапа. Чуть позже к нему присоединился «Шторм» (командир – капитан-лейтенант Несмиянов). Корабли находятся в море практически непрерывно. «Шторм» 1 мая 1943 года совместно обстрелял аэродром в Анапе с эсминцем «Железняков» выпустив 265 снарядов. Огонь велся с корректировкой с самолета МБР-2.

-2

9 мая СКР «Шторм» сопровождал крейсер «Красный Крым» из Батуми в Поти. 10 мая вместе с ТЩ и 12 СКА конвоировал ТЩ «Пио­нер» и ТР «Тракторист» из Поти в Сухуми. 11 мая в 4.40 конвой вышел из Су­хуми в Туапсе, двигаясь со скоростью 17 уз. противолодочным зигзагом. В 17.30 в точке с координатами 43° 49,9' с.ш. и 32° 23,8' в.д. был атакован непри­ятельской ПЛ (Атаку произвела ПЛ U-9 (командир — капитан-лейте­нант Клаус Петерсен.)

Попадание торпеды (по некоторым данным, с акустическим наведением) пришлось в корму корабля. В 17.33 в кормовой час­ти СКР раздался сильный взрыв, кормовую часть подбросило. Корма по 123-й шп. (суммарно, около 8 м) была ото­рвана и затонула.

В 17.34 сыграли боевую тревогу. Были затоплены кубрик № 3, машинная кладовая, кормовой артпогреб № 2, переборка между погребом и вторым МО пропускала воду. Ситуацию спасла мощная водоотливная система. За борт снесло минный кран и траловую лебедку. Взрывной волной за борт сбро­сило 45-мм орудие № 2, 37-мм автомат № 3. У 102-мм орудия № 2 вертлюг вме­сте с телом орудия был сброшен с тумбы, орудие упало на палубу, навалив­шись стволом на кормовой мостик. По­лучили повреждения и требовали за­водского ремонта 37-мм автомат № 2 и 12,7-мм пулемет «Кольта-Браунинга».

Взрывной вол­ной из румпельного отделения выбросило кислотный баллон и кусок палубы ве­сом свыше 100 кг, которые рухнули в носовой части корабля и разрушили фор-марс и носовой мостик. Оказалась разрушена колонка машинного телегра­фа и повреждена штурманская рубка.

К счастью, глубинные бомбы (10 больших и 6 малых) не сдетонировали, а сброшенные в воду взорвались последовательно по корме на расстоянии 1,5 — 2 кбт.

В общей сложности корабль принял около 190 т воды (треть от водоизмещения). Погибли 13 человек, 6 человек были тяжело ранены, 11 —легко. К счастью, экипаж показал очень высокую выучку.

Личный состав 2-го турбинного отделения установил подпо­ры на переборку затопленного 2-го по­греба, произвел конопатку швов и саль­ников гребных валов. Обе турбины бы­ли застопорены. Дано освещение, запу­щены водоотливные средства для осу­шения 2-го машинного отделения.

Несмотря на полученные тяжелые по­вреждения «Шторм» остался на плаву, в 17.47 БТЩ «Щит» взял СКР на буксир и в 22.18 привел его в Туапсе. Осмотр в базе показал, что центр взрыва пришелся на 123-й шп. и сохранившаяся кормовая часть корабля меж­ду 108-м и 123-м шп. держалась на сгофрированных листах верхней палубы.

Днищевые листы загнуло вверх и де­формировало. С обоих бортов на 107-м и 108-м шп. в подводной части имелись пробоины площадью до 2 м2. С левого борта на 110-й шп., на 2 м ниже ватерли­нии, шла пробоина размером 50x30 см с рваными краями наружу. Палубу 3-го ку­брика подняло вверх почти до подволо­ка. Верхнюю палубу до 108-го шп. де­формировало со стрелкой прогиба до 1 м. Возникли гофры в районе 63 — 65-го шп. На переборке 108-го шп. была нарушена водонепроницаемость по за­клепочным швам, переборка оторвана от обшивки борта.

Правый турбозубчатый агрегат закли­нило. Промежуточный гребной вал в районе 2-го погреба был согнут под 37 градусов. По­врежден гребной винт: одна лопасть от­ломана полностью, две другие оказа­лись помяты и имели выщерблены. У левого турбозубчатого агрегата переби­ло гребной вал. Кронштейны гребных валов оборвало, и они повисли на валах, но трубопроводы и механизмы машинно-котельных отде­лений повреждений не имели.

Водолазы Туапсинской ВМБ загерметизировали повреждения артиллерийского погреба, после этого артиллерийский погреб № 2 был осушен. 31 июля корабли взял на буксир «Вежилов», и в сопровождении БТЩ «Щит», 6 БО и 12 МО «Шторм» вышел из Туапсе и 2 авгу­ста приведен в Батуми. Встал в аварий­но-боевой ремонт. Но не на долго. Довести ремонт до конца не смогли, корабль некоторое время эксплуатировался с одной турбиной (Окончательное вос­становление боеспособности корабля было выполнено в плавучем доке после окончания войны).

Далее цитирую работу, специально посвященную этим двум кораблям: «В 19.00 20 августа 1943 г. «Шквал» вместе с СКР «Шторм» вышел из Туап­се в сопровождении трех МО для нане­сения артиллерийского удара по аэро­дрому Анапа. На корабле держал флаг командир отряда капитан 2 ранга П.А.Бобровников. До 21.40 корабли шли вдоль берега со скоростью 18 уз. под прикрытием шести истребителей. В рай­оне Новороссийска отряд уточнил свое место по мысу Дооб и горным верши­нам. Получив донесение с самолета МБР-2 о готовности к корректировке, легли на боевой галс и в 1.20 открыли огонь по аэродрому с дистанции 65 кбт.

Первый залп лег с недолетом 300 м. Скорректировав огонь, перешли к стрельбе на поражение. Через несколь­ко минут два прожектора осветили ко­рабли и в 1.32 по ним открыли огонь бе­реговые батареи. Катера МО прикрыли СКРы дымзавесами. В 1.37, закончив стрельбу, корабли увеличили скорость до 20 уз. и начали отходить от берега. «Шквал» и «Шторм» выпустили 193 102-мм снаряда. На аэродроме было за­фиксировано шесть сильных взрывов. Противодействие оказывали две враже­ские батареи (4 155-мм орудия), но бе­зуспешно. Под прикрытием дымзавесы сторожевики вышли из-под обстрела и в 7.50 возвратились в Туапсе. 22 августа они перешли из Туапсе в Поти.

4 сентября СКР «Шквал» пришел из Поти в Туапсе. 9 — 10 сентября вместе со «Штормом» перешел из Туапсе в Ба­туми. 11 — 12 сентября оба СКР конво­ировали танкер «Передовик» (1678 т бензина) в Туапсе, а затем вернулись обратно в Батуми.

17 сентября «Шквал» сопровождал ТР «Серов» из Поти до границы терри­ториальных вод Турции, ТР направлял­ся в Трабзон. 20 — 21 сентября конвои­ровал танкер «И.Сталин» из Батуми в Туапсе, 22 сентября перешел в Геленд­жик.

«Шквал» участвовал в высадке десан­та в районе станицы Благовещенская в сентябре 1943 г. в качестве корабля уп­равления. 24 сентября в 17.30 одновре­менно с первым и вторым отрядами вы­садки десанта вышел в море, на СКР находился командир высадки контр-ад­мирал ГН.Холостяков (командир Ново­российской ВМБ) и его штаб. Ночью сто­рожевик атаковали три ТКА противника. Благодаря умелому маневрированию командира «Шквала» все шесть торпед прошли мимо. Из-за штормовой погоды отряды произвели высадку на Анапском рейде. 25 сентября в 8.09 СКР прибыл в Геленджик, а в 14.15 — в Туапсе.

26 сентября «Шквал» совместно с че­тырьмя БТЩ и одним СКА в охранении танкера «И.Сталин» и буксира ЧФ-2 вы­шел из Туапсе в Батуми. 27 сентября в 8.01 обнаружил вражескую ПЛ в подвод­ном положении. БТЩ «Трал» атаковал ее глубинными бомбами. В 17.20 конвой прибыл в Батуми. 3 — 5 ноября конвои­ровал транспорты «Райкомвод» и «Трак­торист» из Поти в Туапсе. Утром 6 нояб­ря прибыл в Батуми и в тот же день в составе конвоя (танкер «В. Кутюрье», 3 БТЩ и 4 СКА) вышел в Туапсе, куда

прибыл 8 ноября в 1.25. 9 ноября вер­нулся в Туапсе, зайдя по пути в Сочи.

10 ноября вместе с тремя БТЩ и че­тырьмя СКА вышел из Туапсе, следуя в охранении танкера «В. Кутюрье» и бук­сира ЧФ-2. В 23.03 был обнаружен не­мецкий самолет-разведчик. В 1.15 11 ноября конвой атаковали самолеты против­ника, сбросившие 8 бомб, попаданий не было. В 13.35 конвой прибыл в Батуми.

15 ноября во главе конвоя из трех ТЩ и четырех СКА, сопровождавшего тан­кер «И.Сталин», вышел из Батуми. Между 17 и 18 часами конвой был обнаружен самолетом-разведчиком, а в 18.46 атакован ПЛ противника (безрезультатно). В 5.12 17 ноября прибыли в Туапсе, а 18 ноября вышли в Батуми. В 19.16 в районе Лазаревского конвой был атако­ван ПЛ. Две торпеды прошли за кормой СКР и попали в борт танкера. Возник­ший на нем пожар был ликвидирован командой танкера. Корабли атаковали ПЛ, но безуспешно. Танкер мог идти только со скоростью 6 уз. Конвой вер­нулся в Туапсе, однако из-за увеличив­шейся осадки танкер не мог войти в порт и встал на якорь. Утром 20 ноября конвой, усиленный одним БТЩ, вышел из Туапсе. Танкер для увеличения скорости шел на буксире МБ ЧФ-2. В тече­ние дня обнаруживалась ПЛ, но ее атаки срывались. В 15.09 21 ноября конвой прибыл в Батуми.

23 ноября «Шквал» перешел из Бату­ми в Туапсе, 24 ноября — в Геленджик, а 28-го вернулся в Туапсе. 30 ноября вме­сте с СКР «Шторм» и БТЩ снова прибыл в Геленджик и в тот же день вернулся назад.

1—2 декабря с СКР «Шторм», двумя БТЩ и четырьмя СКА находился в охранении танкера «Передовик», следо­вавшего из Туапсе в Батуми.

Инспекцией ГМШ, осмотревшей ко­рабль, состояние его механизмов было признано, неудовлетворительным, и СКР с 1 января по 4 августа 1944 г. на­ходился в гарантийном ремонте.

4 августа 1944 г. в охранении шести БО и трех МО перешел из Поти в Бату­ми, а 7 августа в охранении шести МО вернулся в Поти. Деятельность в соста­ве ОБСКР начал в сентябре того же го­да в Поти.

4 сентября перешел из Поти в Батуми. На следующий день обеспечивал переход из Батуми в Поти недостроенного ЭМ «Огневой». 8 сентября в охранении трех МО и двух СКА вышел из Поти в Новороссийск, а затем был направлен в Констанцу, имея на борту 236 человек личного состава эскадры ЧФ (экипажи для трофейных кораблей болгарского и румынского флотов). Прошел ремонт и докование в Варне.

В начале ноября «Шквал» прибыл в Севастополь, базировался в Стрелец­кой бухте, поскольку Северная и Южная не были очищены от мин. 3 и 4 ноября отрядом ОБСКР, в том числе и «Шква­лом», проводились контрольные трале­ния параван-тралом от мыса Херсонес до мыса Ай-Тодор для обеспечения про­хода эскадры. 5 ноября в 7.00 «Шквал» вместе с двумя БТЩ и двумя БО прибыл в точку встречи с эскадрой, возвращав­шейся в освобожденный Севастополь. В 10.00 отряд занял место в походном ордере в голове эскадры. В том же ме­сяце СКР перешел в Батуми для обес­печения государственных испытаний ЭМ «Огневой» (проект 30).

20 декабря 1944 г. приказом команди­ра Потийской ВМБ был направлен на по­иск недостроенной ПЛ Л-25, которую пе­реводили из Очамчири в Поти. В ходе транспортировки ПЛ маломощный бук­сир не смог справиться с волной, отдал буксирный трос и ушел в Поти. Лодка дрейфовала, через крышки торпедных аппаратов в корпус поступала вода. «Шквал» обнаружил аварийную подлод­ку, подал трос и повел ее на малые глу­бины к берегу. Но поступление воды продолжалось, дифферент на нос уве­личивался. Субмарина погружалась, став почти вертикально. Подошедший СКА снял с нее людей, СКР обрубил бук­сир, и Л-25 затонула на глубине 633 м. В феврале 1945 г. «Шквал» ходил в Констанцу». После окончания войны оба корабля про­шли капитальный ремонт и модернизацию.

Парадокс, но читая «биографию» этих двух кораблей (пусть даже не во всем удачной конструкции, и не блистающих своими параметрами) понимаешь, что работали они гораздо больше, чем корабли, в которые вложили ох… (какие большие) деньги. И… очень многое зависит от экипажа. А. экипажи у них были СТАЛЬНЫЕ.