Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Какой формат? (первый)

Не редко на ровне с вопрос о том, как выбрать специалиста (Выбираем специалиста), возникает вопрос о том, а какой формат работы выбрать? Какой эффективный, какие есть плюсы и минусы; иногда прямо звучит вопрос: "Какой формат подходит мне/моему случаю"?

Ответы конечно остаются чаще в самом спрашивающим; я могу только немного рассказать про сами форматы - выбор делать самому человеку.

Но тем не менее раз такой вопрос витает в умах людей, давайте немного попробуем приблизиться к трем доступным форматам и поисследуем о тех гипотетических плюсах и ограничениях, которые могут быть в каждом из них.

Первый формат - это формат переписки/текстовые форматы.

У такого способа явно есть плюсы:

любые доступные мессенджеры;

время и сроки (учитывая, что это онлайн формат - можно быть подвижным во времени и месте);

относительная финансовая доступность (могут начинать всего от 500р);

для некоторых клиентов это наиболее безопасный формат взаимодействия (особенно со специалистом/психологом/терапевтом);

нет временных затрат на дорогу;

наиполнейшая конфиденциальность (за счет самого формата, а не только за счет этического кодекса и личных принципов специалиста);

здесь, на нашем дорогом ресурсе - есть даже демо-версия такого формата (хотя он и доступен для общего обозрения).

В общем положительных моментов множество.

Однако в этом формате некоторые плюсы превращаются и в затруднения, с точки зрения терапевтического или консультационного процесса.

-2

Сам формат - специалист не видит клиента - клиент не видит специалиста; назвать это полноценной встречей нельзя;

нет контакта - нет данных; специалист не видит реакций, чувств, движений; не слышит интонации (есть риск проекций и додумывания со стороны клиента); плюс - много уточняющих вопросов со стороны специалиста (он ведь не видит что происходит и как);

время такой сессии кажется меньше по ощущениям (как раз из-за постоянных уточнений);

плюс время уходит на то, чтобы прочитать, осознать, сформулировать в голове, напечатать - и так же с другой стороны (говорить и слышать - быстрее);

"лишняя цензура" - это когда у каждого из участников много времени (что опять же сказывается на динамике процесса) чтобы обдумать ответ; с одной стороны можно сказать, что это помогает более ясно излагать мысли - но это, увы, убирает естественность и спонатнность;

что приводит к искажению восприятия - реакция клиента и психолога (если он тоже так делает) - будет не первичная, а скорее вторичная, обдуманная и возможно "удобная и красивая", а не обязательно настоящая;

прерывание связи из-за технических сбоев, так же могут вносить существенные неудобства в процесс;

невозможно проводить большинство упражнений и экспериментов в здесь и сейчас и получать отклик от клиента - все останется "за кадром экрана";

-3

И самое важное (на мой взгляд) - клиент продолжает сильно привязываться к своей зоне комфорта, лишая себя новизны от встречи. Не дает себя увидеть и не видит психотерапевта. Конечно комфорт и уют важны, и выходить из зоны комфорта и привычного сломя голову не всегда нужно - однако и застревать в ней не стоит.

Данный формат на мой взгляд отлично подойдет для первичного ознакомления с некоторыми процессами терапии или консультирования, для проясняющих вопросов и формировании запроса. Далее он может послужить отличным стартом для саморазвития работы со специалистом

С искренностью Ваш, проактивный Гештальт-психолог, Ермолов Алексей

Для записи на консультациисессии пиште в WA 8(926)357-11-21

Автор: Алексей Ермолов
Психолог, Гештальт-психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru