Найти тему
Журнал Автограф

Оцени свой бизнес сам

Один из ключевых форматов работы Алтайского бизнес-сообщества – это встречи с экспертами: специалисты в какой-либо области представляют актуальные технологии, а участники могут здесь и сейчас задать интересующие их вопросы. В августе в Барнауле предприниматели АБС встретились с директором Алтайского института труда и права, оценщиком бизнеса Русланом Самсоновым и узнали, как быстро и, главное, своими силами можно посчитать примерную стоимость бизнеса. Пообщался с Русланом Самсоновым и журнал «Автограф».

Современный мир – мир экспертов и специализаций. А вы говорите, что каждый предприниматель сам может быстро сделать расчет стоимости своего бизнеса – без привлечения профессионалов. Как же так?

В Алтайском крае развито мелкое предпринимательство, в этом наша особенность. Крупный бизнес может позволить себе услуги дорогих консультантов, он также часто присутствует на фондовом рынке, где котируются его акции, а у малого бизнеса ситуация принципиально иная. При этом цена услуг настоящих специалистов по оценке бизнеса достаточно высокая. Для примера, в Алтайском крае она находится в диапазоне от сотни тысяч до миллиона рублей и занимает не менее месяца. И на этапе принятия управленческого решения (например, продавать – не продавать, покупать – не покупать, брать кредит под залог имущества предприятия или нет), касающегося учета стоимости бизнеса или его доли, можно использовать экспресс-технологию, которая сэкономит средства и позволит «в черновую» прикинуть стоимость вашего предприятия. В среднем экспресс-оценка может быть проведена за 10-15 минут.

Но тут очень важно понимать, что это лишь поверхностная, приблизительная и предварительная оценка. Вместе с тем, при корректном ее проведении, она способна показать реальный диапазон стоимости бизнеса. Это поможет предпринимателям продвигать и защищать свои интересы: и при выборе оценщика («говоря с ним на одном профессиональном языке»), и при проведении первых переговоров с партнерами, когда обсуждаются общие контуры инвестирования в предприятие, купле-продажи бизнеса или его доли. И только тогда, когда дело доходит до контракта и правовых отношений, важно привлекать профессиональных оценщиков, экспертов в данной области.

В каких ситуациях предпринимателю требуется оценить стоимость своего бизнеса?

Таких ситуаций очень много. На основе оценки стоимости бизнеса предприниматели могут строить стратегии и планы развития предприятия, определять стоимость купли-продажи бизнеса, его долей и комплексов имущества, кредитоваться под залог имущества предприятия с учетом его стоимости и привлекать потенциальных инвесторов. В последние годы все актуальнее становится защита своих коммерческих интересов в судах с привлечением в качестве экспертов оценщиков в области бизнеса (это необходимо при оценке для выкупа долей, реорганизации и банкротстве предприятия, оценке реального ущерба и упущенной выгоды). Оценивая бизнес, становится понятно, в каком направлении его развивать – сохранить активы и капитализировать имеющиеся доходы; продать целиком предприятие или привлечь инвесторов через реализацию мажоритарного или миноритарного пакета; купить предприятие или имущественный комплекс и т.д. Все это помогает лучше понимать ценность бизнеса и повышать эффективность управления его стоимостью.

Кто присутствовал на встрече АБС, предприниматели из каких сфер?

На встрече были представители разных отраслей и сфер деятельности – производство, торговля, услуги. Участвовали и айтишники. Отмечу, что новые направления оценивать сложнее всего. В «интеллектуальных бизнесах» всегда возникает вопрос: каков в этой стоимости «вес» самого руководителя, его знаний, связей и навыков? И если в традиционных отраслях экономики это более-менее легко можно выявить и определить, то в новых сферах типа IT оценить неотделимые и отделимые нематериальные активы намного сложнее. Однако экспресс-технология, которую мы обсуждали на встрече, подходит практически всем, предоставляя универсальные инструменты и алгоритмы для оценки практически любого бизнеса.

Итак, что это за технология?

Для экспресс-оценки стоимости бизнеса используется классические три подхода – затратный, сравнительный и доходный. Три полученных результата как раз и покажут диапазон цен, в котором следует вести переговоры с банком, партнерами или инвесторами относительно стоимости бизнеса.

Затратный подход отвечает на вопрос – сколько нужно вложить средств, чтобы воспроизвести или заместить ваш бизнес. Сейчас в бесплатном доступе в интернете много сайтов (портал «ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС», портал «Чекко» и др.), где есть данные из налоговых баз практически о всех организациях: да, там представлены балансовые показатели, а не рыночные – но для предварительной оценки, с учетом других подходов, этого может оказаться вполне достаточно. Так получается первая цифра.

Затем применяем сравнительный подход. Для этого используются специальные сайты (проект Mergers.ru / «Слияния и Поглощения в России») и справочники (СРД, СРК Е.Е. Яскевича, сборник Л.А. Лейфера и др.), где выбираем отрасль или сферу деятельности (схожую с интересующим вас бизнесом по ОКВЭД и масштабу) На этих сайтах находим специальный коэффициент (мультипликатор) и умножаем его на вашу соответствующую мультипликатору финансовую или производственную базу (например, это может быть выручка, чистая прибыль, балансовая стоимость, производственная мощность и т.д.). Таким образом, получим вторую цифру.

Третий, доходный подход (он же главный) позволяет получить стоимость на основе дисконтирования и капитализации будущих денежных потоков, генерируемых бизнесом. Для экспресс-оценки возможно использование лишь упрощенного метода – капитализации чистой прибыли. Для этого из вышеуказанных открытых источников берется показатель чистой прибыли (данный метод хорошо работает, когда средний показатель более-менее стабилен в последние годы) и делится на ставку капитализации (для предварительной оценки ее можно принять в виде коэффициента в диапазоне 0,25 – 0,35 с учетом современных рисков). В результате получаем третью цифру.

И как эту триаду цифр использовать и интерпретировать для понимания стоимости бизнеса?

Все эти три цифры могут более-менее совпадать (с вариацией до 25%) – тогда их среднее значение и есть примерная стоимость оцениваемого бизнеса. В случае, если они не совпадают, то появляется «вилка»: от и до. Полученные данные можете использовать в переговорах с учетом следующих правил. Если стоимость затратного подхода ниже, а стоимость доходного подхода выше, то очевидно, что бизнес является рентабельным, и нет смысла его продавать вообще или значительно дешевле стоимости, полученной в рамках доходного подхода. И наоборот, если доходный подход показывает стоимость ниже, чем затратный, то выгоднее всего продать данный бизнес, исходя из стоимости имущественного комплекса предприятия. Сравнительный подход, как правило, является индикативным (рекомендательным) – на основе него проверяется корректность других подходов на их соответствие рынку.

И все же в каких-то ситуациях предпринимателю приходится обращаться к услугам профессионалов. Как бы вы оценили наших региональных оценщиков?

Оценочная деятельность в крае развивается уже тридцать лет, в крае много оценщиков, которые специализируются на недвижимости и движимом имуществе, а вот серьезных и компетентных специалистов по оценке стоимости бизнеса можно пересчитать по пальцам. Скажу больше, зачастую, наши предприниматели, прошедшие через разные трудности и кризисы, не менее компетентны в данных вопросах, им просто не хватает знания и опыта использования специального оценочного инструментария. Главная же проблема оценочной деятельности в регионе – это профессиональная безответственность, а как следствие, невероятная «гибкость» оценщиков и их «подстраиваемость» под желания заказчиков. Легко можно найти таких «экспертов», которые вам оценят бизнес так, как вы попросите, конечно, с учетом мотивации исполнителей. Но постепенно ситуация меняется: предприниматели и управленцы все больше начинают понимать важность объективной, компетентной и независимой оценки предприятия, они хотят точно знать – чем они владеют и как повысить капитализацию своего бизнеса, что является залогом его успешного развития.

СПРАВКА

Руслан Александрович Самсонов – директор Алтайского института труда и права (филиал) Академии труда и социальных отношений, кандидат экономических наук. Учредитель, оценщик и научный руководитель ООО «Алтайский институт стоимостных технологий „БизнесМетрикс”. Член Ассоциации СРО «Национальная коллегия специалистов-оценщиков». Лауреат гранта Российского фонда фундаментальных исследований по проблематике стоимостных измерений. Автор монографий, учебных пособий и научных статей по оценке бизнеса.

АБС – сообщество, объединяющее более 100 собственников бизнеса. На встречах АБС обсуждаются предметные вопросы бизнеса: рынок недвижимости, кадры, инструменты увеличения доли рынка, инструменты управления бизнесом в регионах, инструменты бережливого производства, проверка контрагентов, увеличение трафика клиентов, как управлять наемным директором при выходе из операционного управления и т.д. Руководитель АБС – Маргарит Агекян.

Текст: Жанна Михиенко; фото: Антон Губанов