Недавно в Telegram мне пришло, без шуток, очень грустное сообщение. Вот оно:
Предлагаю на его примере разобрать главные ошибки, которые отбивают у ребенка желание учиться.
1. Отдать ребенка сразу с первого класса в очень сильную гимназию или лицей, не проверив его текущего уровня знаний и не убедившись, что он потянет сложную программу. Главная задача начальной школы — научить детей учиться, привить им мотивацию заниматься. Если этого не сделать, школа превратится в настоящую каторгу. Хотели бы вы такого будущего для своего ребенка? А ведь если ребенок с самого начала видит, что у него ничего не получается, даже несмотря на все старания, где взять мотивацию? Повторюсь, это не значит, что "сильные" школы зло. Это значит, что школа должна соответствовать возможностям ребенка.
2. Превращать уроки в наказание. Я встречал родителей, которые "наказывают" ребенка уроками. Натворил что-то: иди читай, переписывай прописи, решай примеры. В итоге у ребенка эти занятия ассоциируются исключительно с негативом. Как тут полюбить учебу?
3. Сидеть над уроками до полуночи. Сделать все-все-все, идеально до последней точки. Неважно, устал ребенок, плачет, уже давно потерял нить происходящего. По итогу жизнь ребенка выглядит жутко: с утра до обеда — школа, с обеда до ночи — уроки с криками, истериками, нервными срывами. Опять же, "забивать" на уроки неправильно. Но и сидение над тетрадями много часов подряд к желаемому результату не приведет.
4. Ругать за ошибки и плохие оценки и не хвалить за успехи (даже если они маленькие и незначительные). Ну тут, думаю, и так все понятно. Вообще очень важно в вопросах учебы или внеклассной деятельности ребенка начинать разговор с похвалы, а уже потом критиковать, если есть за что. "Ты большой молодец, замечательно решил задачу. А вот русский язык явно выполнял невнимательно, смотри, здесь ошибка".
Возвращаясь к вопросу с домашними заданиями из сообщения, просто задумайтесь, если взрослые люди не справляются с нервным напряжением, то что в таких условиях должна испытывать детская психика? И нет, ребенок не издевается и не делает это назло вам, у него действительно не получается. Думаете он сам бы не хотел это все поскорее закончить?
Но если уроки, как и учеба в школе в целом постепенно превращаются в ежедневное мучение, то эту проблему стоит решать уже не точечно, а комплексно, работая и с когнитивными навыками ребенка, и с его мотивацией, и с самостоятельностью. Регистрируйтесь на бесплатный 5-дневный онлайн-марафон «Как научить школьника учиться»