Обзор немецких медиа
🗞(+)Spiegel в статье «Почему ограничение цены на нефть для Путина провалилось» рассказывает, что ограничение ресурсов России для ведения войны считалось особенно умной идеей: предельная цена на российскую нефть - $60. Однако сейчас цены на нефть всё равно продолжают расти, а Москва зарабатывает миллиарды. Почему так? Уровень упоротости: повышенный 🟠
Летом многие сторонники Украины наблюдали своего рода кривую надежды: в течение нескольких недель они наблюдали за траекторией падения российского рубля, тщетно надеясь на экономический крах в Москве [прямо не палятся уже — прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
Но есть и другая кривая, которая за лето приняла новое направление. Она не привлекла к себе столько внимания. И она не сулит ничего хорошего киевскому правительству и его союзникам.
Это динамика цен на сырую нефть, а точнее, на российскую нефть марки Urals. В июне цена на мировых рынках еще колебалась в пределах $54-56 за баррель (159 литров). Однако за прошедшее время она поднялась до $74. Около $20 за баррель - существенная разница: в пересчёте на год это составит около $37 млрд дополнительного дохода для России. Если рассматривать эту цифру в контексте войны: только эти дополнительные доходы эквивалентны почти четверти всего экономического производства Украины.
Цена на нефть? Россия? Да мало ли что? На самом деле, даже первоначальной цены в $74 доллара быть не должно. По крайней мере, не по воле «Большой семёрки». Этот клуб ведущих индустриальных стран, в котором доминирует Запад, решил прошлой зимой ограничить отпускную цену на российскую нефть. Западные судоходные компании должны перевозить российскую нефть только в том случае, если она торгуется $60 долларов или ниже, а западные страховые компании должны страховать только такие грузы.
По крайней мере, в теории это был хитрый манёвр, придуманный, в частности, министром финансов США Джанет Йеллен: таким образом можно было ограничить доходы России от продажи нефти, не вызвав при этом неконтролируемого взлёта цен на сырьё на мировом рынке.
Долгое время казалось, что это может сработать. Продажные цены на российскую нефть, поставляемую по Балтийскому и Чёрному морям, резко упали. На этих маршрутах Россия практически была вынуждена распродавать свою нефть: по цене $40-45 за баррель груз отправлялся покупателям в Индию или другие страны Азии. Налоговые поступления от продажи нефти также сократились - настолько, что правительству пришлось затыкать значительные дыры в бюджете.
Но тем временем цены на российскую нефть поднялись значительно выше $60 за баррель даже в экспортных портах Приморска на Балтийском море и Новороссийска на Чёрном море, отмечает Бенджамин Хильгеншток. Экономист работает в Институте KSE Киевской школы экономики и является членом Международной рабочей группы по российским санкциям. Вместе с группой других исследователей он изучает экспорт российской нефти с осени прошлого года.
Не далее как в начале сентября представитель Министерства финансов США подтвердил информационному агентству Bloomberg: «Ограничение работает». Как это заявление согласуется с ростом цен?
Проблема в том, что западные правительства перепутали «корреляцию с причинно-следственной связью», - говорит Хилгенсток. После введения ограничения на цены российские экспортные цены действительно упали. Но даже тогда это не было связано с данной мерой.
Практически в то же самое время европейцы приняли решение о втором инструменте ограничения нефтяных доходов России: ЕС ввёл далеко идущий запрет на импорт российской нефти, перевозимой морским транспортом. Таким образом, одним махом отпал традиционно крупнейший покупатель российской танкерной нефти из Приморска и Новороссийска. Тогда российские суда стали ходить из Балтийского моря вплоть до Индии. А там новые покупатели требовали высоких скидок на баррель.
«Это не имело никакого отношения к ограничению цен», - говорит Хильгеншток, - «но западные правительства всё равно отметили это как успех. Главное было сократить доходы России от продажи нефти. А вот почему - это уже второстепенно».
Однако тем временем Саудовская Аравия и Россия приняли решение о совместном сокращении добычи нефти. Это привело к росту цен на мировом рынке, а вместе с ними и цены на нефть Urals выше $60. Теперь становится очевидной несостоятельность ограничения цены на нефть.
Однако слабые стороны этого регулирования хорошо известны. Хильгеншток и его группа исследователей забили тревогу ещё весной. Они уже некоторое время следят за динамикой экспортных цен в важнейших российских нефтяных портах. Помимо Приморска на Балтике и Новороссийска на Черном море, к ним относится порт Космино на Японском море. Традиционно оттуда всегда поставлялась российская нефть другим потребителям. Несколько месяцев назад учёные обнаружили, что из Космино продолжают отгружать огромные партии российской нефти по цене значительно выше $60 за баррель. Особенно взрывоопасно то, что около половины судов, заходивших в дальневосточный порт, были либо зафрахтованы западными судоходными компаниями, либо застрахованы западными компаниями [Ахахахаха! 😂— прим. «М.П.»].
Аналогичная картина складывается и на маршрутах через Балтийское и Чёрное моря: по данным Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), около половины нефтяных танкеров в Приморске в последнее время были связаны с западными судоходными компаниями и страховщиками. В Новороссийске эта доля была ещё выше.
«В плохой новости есть и хорошая», - говорит Бенджамин Хильгеншток. В принципе, говорит он, механизм, на котором должно основываться ограничение цен, не пострадал. Россия по-прежнему зависит от западных поставщиков услуг в области экспорта нефти - несмотря на наращивание так называемого «теневого флота» танкеров, некоторые из которых являются древними, и которые русские скупают по всему миру.
Почему же тогда ограничение цен на нефть до сих пор не вступило в силу? «Такие санкции работают только в том случае, если правительства убедительно демонстрируют компаниям, что они будут их соблюдать», - говорит Хилгенсток. Если говорить менее вежливо, то страны «Большой семёрки» до сих пор мало что сделали для реального обеспечения соблюдения предельных цен.
Европейский Союз пока лишь требует от судовладельцев и страховщиков получения так называемой «аттестации». ЕС опубликовал не имеющее обязательной силы предложение о такой аттестации: менее половины страницы текста. Предполагается, что нефтетрейдинговые компании будут использовать такую аттестацию для подтверждения соблюдения предельных цен на нефть. Пока также совершенно неясно, проверяют ли и в какой степени власти стран «Большой семерки» подобные «аттестации».
Сколько нарушений было выявлено на данный момент? Ведутся ли судебные разбирательства по фактам нарушения предельного уровня цен? Представитель Комиссии ЕС заявила, что ответственность за это несут «различные национальные компетентные органы». Какие именно, остаётся открытым. Данные о нарушениях, по которым были проведены расследования, отсутствуют. До сих пор ни одна страна-член ЕС не предоставила информации о возбуждении дел против нарушителей санкций.
По словам представителя Министерства экономики, правительство Германии также не располагает информацией о нарушениях санкций. Данные о торговле подтвердили бы, что российский государственный бюджет страдает от снижения доходов. Кроме того, нет уверенности в том, что цены российского экспорта превысили отметку в $60. Их расчёт является «сложным».
Цена бездействия высока. Хилгеншток и его коллеги подсчитали, что в случае строгого соблюдения ограничения Россия получит от продажи нефти в 2024 году лишь $144 млрд при исходной цене $77 за баррель. Если страны «Большой семёрки» снизят лимит до $50, то Москва заработает на нефти Urals и т.п. только $64 млрд. Если же ничего не произойдёт, то экспорт нефти может принести России в следующем году до $188 млрд.
Авторы: Бенджами Биддер и Клаус Хекинг. Перевёл с немецкого: «Мекленбургский Петербуржец».
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: «Нет у вас методов против Кости Сапрыкина!» © 😀