Наступил март 1892 года и из Афин пришло министерское распоряжение о переводе святителя Нектария из Афин в Спарту — тоже на должность проповедника, такую же как на Эвбее, но уже в Лаконийской митрополии. Святитель был готов смиренно оказать послушание начальству и в один из воскресных дней, в конце проповеди объявил прихожанам, что вскоре покинет их.
О, что же тут началось! Жители Эвбеи, те самые, кто всего лишь год назад устраивали Святителю безобразные обструкции, пытались сорвать его проповеди и выгнать его с острова, сейчас очень расстроились из-за того, что святитель их покидает.
Предыдущие главы из Полного Жития Святителя Нектария Эгинского читайте по этой ссылке
Вы читаете отрывок из полного Жития святителя Нектария Эгинского. Русский перевод готовится к печати издательством «Орфограф». Будем признательны за ваши отзывы и пожелания в комментариях
Они начали собирать подписи за отмену перевода святителя. Под письмом в министерство подписалось 509 человек, в этом письме жители Эвбеи выражались о святителе в превосходном тоне и просили церковное и светское начальство отменить решение о переводе.
Кроме того, сторонники святителя опубликовали несколько статей против его перевода в церковной и светской прессе, ходатайствовали об отмене решения в личных встречах с сильными мира сего в высоких столичных кабинетах.
И, вроде бы, сначала им это удалось: уже через две недели указа о переводе святителя Нектария в Лаконийскую митрополию был отменен, и святитель, успевший к тому времени собрать вещи и упаковать книги, вновь стал смиренно распаковывать коробки.
Святитель был очень растроган любовью к нему жителей Эвбеи. Теперь, куда бы он ни пошёл, кого бы ни встретил, все спешили выразить ему свою любовь и уважение. И стар и млад бежали ему навстречу, снимая головные уборы и беря благословение.
Однако, вскоре святителю всё же пришлось покинуть Эвбею. 4 января 1892 года скончался митрополит Эвбейский и Халкидский Христофор Стаматиадис. Митрополит Макарий, которого называли преемником покойного владыки Христофора, отсутствовал на острове и поэтому святителю Нектарию из Афин было поручено возглавить отпевание почившего иерарха и произнести прощальное слово.
Святитель исполнил свой долг перед усопшим с глубоким умилением, страхом Божиим и христианской любовью. Его надгробная проповедь была опубликована в газетах и нашла глубокий отклик в сердцах жителей Эвбеи.
Сначала некоторые, а потом и практически все жители острова стали обсуждать естественным образом появившуюся идею о том, что сложно найти лучшего преемника почившему митрополиту Христофору, чем владыка Нектарий – верующий, добродетельный, любящий людей, жертвенный, аскетичный, образованный и любимый жителями Эвбеи. Идея эта стала передаваться из уст в уста и тоже попала на страницы газет.
А один из влиятельных в то время на Эвбее архимандритов, ректор духовной семинарии Халкиды Хрисанф Антониадис мечтал стать Эвбейским митрополитом и прилагал к этому упорные и, к сожалению, совсем не евангельские усилия, не брезгуя ничем.
Увидев, что уже и в официальной церковной прессе на полном серьёзе обсуждается возведение любимого церковным народом «нищего проповедника» владыки Нектария на Эвбейскую кафедру, архимандрит Хрисанф крайне встревожился, стал переживать и делать всё возможное, чтобы этому помешать.
Начал архимандрит старым, проверенным способом: с газетных публикаций против святителя. Сначала анонимных (он подписывал свои пасквили тремя звёздочками), но потом, когда читатели возмутились, сбросил маску и стал подписываться своим полным именем.
Архимандрит называл себя «знатоком канонического права Православной Церкви» и писал, что «согласно церковным канонам епископы назначаются Священным Синодом, без учёта мнения простых и необразованных людей. Церковь установила такой порядок, дабы исключить назначений на высокие церковные должности людей малообразованных». Кроме того, архимандрит писал, что православными канонами епископу запрещено покидать его кафедру — прямо намекая на изгнание святителя Нектария из Египта.
Несколько мирян, любивших святителя Нектария принесли ему эти статьи, попросили написать опровержение и «поставить Хрисанфа на место». Но святитель мягко отказался, ответив:
— Я никогда не оставлял свою Церковь. Но это совершенно неважно. Пусть Господь Благий удостоит отца Хрисанфа того, чего он хочет, дай ему Бог стать хорошим епископом. Тем более, что он человек энергичный, образованный.
А когда друзья святителя стали возражать и настаивать, что дать опровержение надо обязательно и смолчать на такое никак нельзя, Святитель ответил более твёрдо:
— Не настаивайте, пожалуйста. Никакого опровержения не будет. Если я что-то напишу в своё оправдание и расскажу подробности того, как я уехал из Александрии, это может скомпрометировать святейшего Александрийского патриарха. А я этого не хочу, Боже упаси. Господь Сам всё прекрасно знает: какие у кого были на что причины и кто в чём и насколько виноват. Поэтому никаких опровержений не будет. Люди приходят и уходят, говорят и умолкают, а слово Господне остаётся во веки. Не расстраивайтесь, друзья мои, я тронут вашей заботой, однако поверьте мне, что ничего страшного не происходит.
Так всё и произошло, как хотел Святитель, за исключением цели клеветников. Обвинения архимандрита Хрисанфа в газетах оставались без ответа и множились, имя святителя Нектария полоскалось и порочилось, однако никакой карьерной пользы архимандриту это не принесло: несмотря на поистине нечеловеческие старания его кандидатура не была одобрена Священным Синодом и он, до конца дней своих так и не был возведён в архиерейское достоинство, ни в Эвбее, ни в каком другом месте на земле. Митрополитом Эвбейским стал Евгений Депастас.
Однако святитель Нектарий не успел взять благословения у нового архипастыря. В начале Успенского поста 1893 года он всё-таки был переведён с Эвбеи, поскольку пришёл новый указ из Афин, предписывающий святителю «ради причин духовных» переселиться в митрополию Фтиотиды, в город Ламию.
Понятно, что этот перевод был для святителя давно ожидаемым. Последние несколько дней он посвятил прощанию со своими духовными чадами, людьми, которые сначала не приняли его, а потом стали родными.
© Электронное издательство Орфограф, 2023
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца здесь