ГЕОСТРАТЕГ

Религиозно-цивилизационный подход (классика геостратегии) (09.09.2023)

#геостратегия
Одним из самых авторитетных западных аналитических центров является британский Chatham House (Королевский институт международных отношений), основанный в 1920 году. Первым председателем института был Роберт Сесил (1864-1958 годы), а первым директором – Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975 годы). Последний является автором нескольких десятков книг и сотен работ, самая известная и масштабная из которых «Исследование истории» в 12 томах, написанная в период 1934-1961 годы.

Будучи в первую очередь историком, А.Д. Тойнби написал много книг и статей по различным направлениям общественной сферы и геополитики, включая лежащие в основе работы международной организации Лига Наций (1920-1945 годы). Его наследие можно рассматривать, как одно из направлений цивилизационного подхода в геостратегии. Всю человеческую историю он разбирал сквозь призму развития локальных, слабо связанных, практически изолированных цивилизаций , коих за всю историю выделял 21 (
таблица), в настоящее время лишь 7 живых.

В основе онтологии лежит структурализм, культурный плюрализм, культурно-религиозная доминанта, детальная проработка исторических фактов. А.Д. Тойнби глубоко и наблюдательно разбирает исторические детали и культурные особенности цивилизаций, собрав сложную и внешне непротиворечивую систему, красиво обосновывая и/или обходя вниманием нестыковки. Для его онтологии / мировоззрения можно выделить следующие характерные особенности:

  • ️игнорирует и/или слабо анализирует связи между цивилизациями, последствия контактов и влияние этих связей;
  • ️рассматривает очень малое количество базовых, единых законов / моделей для цивилизаций (законы единства мировой истории), важнейший – жизненный цикл цивилизаций: возникновение, рост, надлом, упадок, разложение;
  • ️определяет цивилизации через культурно-смысловую основу - суть религию, и территориальный фактор;
  • ️выделяет четыре высшие религии, позволяющие большее благоустройство: христианство, ислам, буддизм, индуизм;
  • ️определяет развитие как ответ на вызовы природной и человеческой среды (суровый климат, новые земли, неожиданные человеческие удары, постоянное внешнее давление, ответ на ущемление / потерю), которые являются следствием Божественного промысла;
  • ️практически не видит зазоры между различными государствами и народами в рамках одной цивилизации;
  • ️доказывает, что очень сильные вызовы (скандинавы, эскимосы, полинезийцы, спартанцы и др.) или их полное отсутствие не позволяют цивилизациям развиваться;
  • ️считает, что развитие обеспечивается творческим меньшинством, а цикл «жизненными силами» цивилизации [внешнее сходство с пассионарностью, но природа явления не проработана];
  • ️указывает, что у каждой цивилизации свой стиль (эллинская – эстетика, западная – машинное производство, индуистская – религия и др.), техническое развитие не является универсальным критерием;
  • ️определяет признаки и симптомы надлома цивилизации – изоляция и консервация правящего меньшинства, утрату им энергии, превращение в закрытую элиту;
  • ️базирует большинство выводов на рассмотрении истории мертвых цивилизаций, не приводит обоснования, что выявленные принципы справедливы даже для современности, не говоря о будущем [так как этого нет];
  • ️исходит из того, что капитализм – суть идолопоклонство, духовная смута, а современный западный мир – повторение эллинистической, языческой цивилизации, откат назад.

Сочетание данных факторов лишает работы не только предсказательной силы в отношении грядущих времён, но и адекватности уже в части событий XX века, свидетелем и участником которых А.Д. Тойнби был лично. Религиозные элементы онтологии очень сильно ограничивают и искажают рассмотрение, так глобализация считается изначально недостижимым объединением, Вавилонской башней. Современное постхристианское западной общество, СССР, Третий Рейх, изменение религиозного самосознания в мире, усложнение общественных отношений, институтов и ряд других, не объясняются в рамках данных работ. Данные вопросы выходят за пределы моделей.

Будучи в первую очередь историком, получившим классическое британское гуманитарное элитное образование, А.Д. Тойнби пытался увидеть будущее в далёком прошлом, был подвержен сильному историзму. В сочетании с религиозным идеализмом, получилось очень сильное искажение в отношении понимания и описания общественной сферы.

Сильная, положительная сторона работ, которые необходимо использовать в рамках геостратегии – отказ от европоцентризма и рассмотрение каждой цивилизации, как уникального явления, живущего по своим законам. Необходимо отказываться от единых критериев сравнения, даже если они кажутся привычными. Важен образ мысли, глубина исторической проработки, причинно-следственные связи и обоснования, но очень многие выводы оказываются спорными, а сама теория замечательным примером последствий использования религиозных смыслов, там, где это не нужно.

И, да, беда очень многих историков и гуманитариев – неумение масштабировать, попытки создать описание всего, полностью закрыть тему - это другая крайность, противоположная говорящим головам и плюшевым мишкам…)))

Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/3015

#АндрейШкольников​​ #стратегия​ #геостратегия​​ #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей