Найти тему
ГЕОСТРАТЕГ

Цивилизационный подход (классика геостратегии)

Перечень цивилизаций / культур у разных авторов.
Перечень цивилизаций / культур у разных авторов.

#геостратегия
Изначально развитие геополитики / геостратегии происходило по двум основным направлениям: бинарное противопоставление «суша – море» и полифоническое развитие цивилизаций / культур. Первый подход был больше характерен для англосаксонской культуры, второй для континентальных культур, в первую очередь отечественной научной школы. Обе теории строились на основе географии, как главного, определяющего фактора.

Со временем, по мере усложнения понимания и проработки моделей, происходило слияние и дополнение другими факторами, но первоначальное разделение чётко прослеживается в онтологии / миропонимании большей части авторов. Полифонический подход исходит из существования и взаимодействия множества цивилизаций, где каждая самостоятельна, но их общее звучание сплетается в развитие человечества. Противостояние моря и суши игнорирует культурные различия или рассматривает их в качестве второстепенных, малозначимых.

Склонность национальной научной традиции к одному из подходов в XIX – нач. XX века не означала отсутствие других работ в рамках. Так одним из основоположников цивилизационного подхода был британский ученый Арнольд Джозеф Тойнби (1889 – 1975 гг.) . Но всё же, рассмотрение данного направления мысли следует начинать изучать с более ранних работ русского мыслителя – Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885 гг.), сформировавшего концепцию цивилизаций / культурно-исторических типов, как совокупности народов, обладающих общностью языка, территории, культуры, нравственно-психологических норм и политического единства (1871 г. ).

В отличие от западноевропейских продолжателей, строивших прямую линию от физической географии, основой / корнем цивилизации Н.Я. Данилевский видел духовно-религиозные основы и идеи, т.е. систему смыслов, что оказала ведущую роль в формировании идентичности. География определяла духовные основы, религию, на основе которой формировалась культурно-историческая общность / цивилизация. За всю историю человечества им были выделены 13 цивилизаций, две из которых были уничтожены на ранних стадиях (перуанская и мексиканская), а 11 внесли свой вклад в современный мир:

  • ️египетская;
  • ️китайская;
  • ️ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская или древнесемитская;
  • ️индийская;
  • ️иранская;
  • ️еврейская;
  • ️греческая;
  • ️римская;
  • ️аравийская или новосемитская;
  • ️европейская, или германо-романская;
  • ️славянская.

Данное деление является результатом исторических знаний той эпохи и акцентом на религиозную идентичность. В перечне отсутствуют цивилизации Дальнего Востока (Япония, Корея и др.) и хеттская, а хараппская и минойская включены в состав более поздних. Важнейшим отличием от других исследователей является выделение единой славянской цивилизации, как единство Православного и Русского мира. В частности, столицей панславянского объединения предлагалось сделать Константинополь.

Из нашедших своё развитие в геостратегии, из работ Н.Я. Данилевского можно выделить приоритет и высокую значимость религии и культуры (включая традиции, науку, искусство и др.), спор с европоцентристским, позитивистским подходом, описание жизненного цикла и условий развития цивилизаций, подчеркивание важности и ценности культурного разнообразия (имперские / сетевые принципы). Особенно следует отметить «энергетический аспект» развития: исторические силы, самопожертвование в сложное время, нравственный народный дух, что схоже с проявлениями пассионарности.

В работах русского мыслителя обосновывается необходимость достижения политического единства, формирования федераций на базе цивилизаций, вред внутренних расколов. Фактически, речь идёт о построении империй в рамках естественных культурных границ с сохранением многообразия. Данный подход полностью противоречит идеалистическому праву наций на самоопределение, привнесенному в мировую геополитику Вудро Вильсоном по итогам Первой мировой войны (1856-1924 гг.).

В качестве слабых сторон теории в первую очередь можно указать на идеализм в части возрождения славянского единства, которое фактически нужно было создавать, чего не произошло. В остальном же, очень многие построения оказались устойчивы во времени и нашли свое отражение в поздних постулатах геостратегии.

И, да, заглянул в Википедию и прочёл о Николае Данилевском кучу мусорной, перевранной, бредовой, надерганной и не имеющей отношения к делу русофобской информации, так 11 цивилизаций там «превратили» в 10 плюс Славянская недоцивилизация, содомиты…))

Автор отвечает на комментарии в телеграмме, постоянный адрес заметки: https://t.me/geostrategrus/2578

#АндрейШкольников​​ #стратегия​ #геостратегия​​ #геостратег #Андрей #Школьников #ШкольниковАндрей