Найти тему
Книжная Юла

Загадочная японская душа в книге Юкио Мисимы "Дом Кёко"

Признаюсь, от этой книги у меня было много ожиданий. Известный японский автор, книга, впервые переведенная на русский язык, шикарное оформление. Искра вспыхнула с первого взгляда. А вот что было дальше...

Юкио Мисима "Дом Кёко". Фото автора
Юкио Мисима "Дом Кёко". Фото автора

Это было мое знакомство с творчеством Юкио Мисимы, до этого я не читала его книг. Но с биографией автора была знакома, что оказалось очень даже кстати при прочтении "Дома Кёко".

Об авторе

Юкио Мисима родился 14 января 1925 года в Токио, Япония. Настоящее имя писателя — Кимитакэ Хираока.

Юкио Мисима в окружении книг. Понравилась мне эта фотография. Фото из свободных источников.
Юкио Мисима в окружении книг. Понравилась мне эта фотография. Фото из свободных источников.

В 1949 году Мисима опубликовал свой роман «Исповедь маски», который был высоко оценён критиками. За «Исповедью маски» последовали «Жажда любви» (1950) и «Запретные цвета» (1953). Роман «Золотой храм» вышел в 1956 году. «Дом Кёко» вышел в свет в 1959 году.

25 ноября 1970 года Мисима отослал своему редактору текст романа «Падение ангела», ставшего последним томом тетралогии «Море изобилия» и последним сочинением Мисимы вообще.

В тот же день Мисима предпринял попытку совершить государственный переворот. Не получив поддержки от военных, Мисима покончил с собой, совершив традиционный японский обряд сэппуку (харакири). Ему было 45 лет.

О сюжете

Почему-то бывают дома, где обычно собираются мужчины.

Это история четырех молодых людей, которые приходят в гости к Кёко, женщине, которая не так давно выгнала из дома своего мужа и его собак. Она воспитывает девятилетнюю дочь Масако и слушает истории из жизни мужчин.

Здесь нет сословный рамок и запретных тем для разговора. Наоборот. Здесь обсуждают то, о чем в обществе принято молчать.

Что же рассказывает тонко чувствующий художник Нацуо? К чему стремится помешанный на спорте боксер Сюнкити? Чего хочет завороженный собственной красотой невостребованный актер Осаму? И почему успешный бизнесмен Сэйитиро так сильно проповедует нигилизм и верит в конец света?

Мои впечатления

Это необычный роман. В каждом герое Мисима смог показать самого себя: художника, нарцисса, боксера, нигилиста. Каждый герой был им выстрадан и прожит. Поэтому все герои получились такими яркими, настоящими.

В доме Кёко собирались мужчины разных профессий и характеров, но в каждом было что-то от стоика. И у Осаму. И у Нацуо. Даже у Сугимото. Сэйитиро - у него это проявлялось по-особому. Излишне стыдясь страданий и заблуждений юности, они приучили себя не говорить о таком и стали стоиками высшей пробы. Они жили, стиснув зубы. С довольными лицами. Они должны были показать, что не верят, будто в их мире существуют несчастье и страдание. Обязаны были притворяться незнающими.

И во главе этого находится Кёко, женщина, которая признает "неограниченную свободу других", обожает отсутствие порядка и которая "стала бОльшим стоиком, чем остальные":

Она не любила птиц, не любила собак и кошек - вместо этого питала неутолимый интерес к людям.

Сюжет развивается неторопливо, но в то же время не дает заскучать. Атмосфера книги мрачная, отстраненная, а местами даже жестокая. И в то же время она поражает своей кристальной чистотой, как холодная горная река, на дне которой отчетливо виден каждый камушек.

Чтобы очаровать мужчину, нужно куда больше денег, чем на то, чтобы очаровать женщину.

Боль, одиночество и саморазрушение - центральные темы этого романа. И каждый герой будет проживать свой уникальный опыт. И Мисима здесь очень честен, предельно откровенен с каждым своим героем. Тут даже не хочется ничего пересказывать, это надо читать. Скажу лишь, что судьба одного героя стала для меня очень неожиданной и грустной.

Само повествование и поступки героев, их мысли зачастую были непредсказуемыми, а потому такими интересными. Увидеть мир глазами другого человека - это всегда открытие, которое расширяет границы твоего собственного восприятия.

Еще один интересный момент. Мне приходилось временами себе напоминать, что книга вышла в 1959 году. Я не чувствовала этого временного отрыва от реального времени. Мне часто казалось, что всё это происходит сейчас.

Атмосферное фото для атмосферной книги. Мое любимое время суток. Как обычно, это фото автора.
Атмосферное фото для атмосферной книги. Мое любимое время суток. Как обычно, это фото автора.

Это книга относится к разряду тех, которые хочется посоветовать прочесть каждому, и в то же время понимаешь, что книга настолько специфичная и сложная, что рекомендовать ее всем точно не стоит. Она должна попасть в настроение, в эмоции, и в то же самое время не сбить тебя с ног.

Когда ты переполнен бессилием, изменить этот мир не получится. Нужно отыскать новый смысл в бессмысленных прежде вещах.

Уже в конце книги мне стало немного грустно, но один поворот сюжета всё исправил. Не буду писать спойлеры, скажу лишь то, что этот момент напомнил мне о том, что проигрывать тоже можно красиво, на своих условиях. Да, какие-то обстоятельства будут сильнее тебя, с этим ничего не поделаешь. Но даже в такие моменты, когда ты висишь над пропастью и знаешь, что скоро упадешь, можно сорвать ту самую последнюю землянику и насладиться ее вкусом.

Мир вот-вот рухнет. Ну, вперед, поехали!
Все книги Юкио Мисимы, опубликованные Издательской Группой "Азбука-Аттикус". Фото автора.
Все книги Юкио Мисимы, опубликованные Издательской Группой "Азбука-Аттикус". Фото автора.

В моих планах продолжить знакомство с книгами Юкио Мисимы, автор оказался для меня крайне интересным. Одна его биография чего стоит.

Немного полистала книжку в ролике. Самой понравилось, как получилось )

И музыка настроения. Момент на 5:58 мой любимый.

Читали книги Юкио Мисимы? А "Дом Кёко"? Планируете?