Молот, наковальня, горн, искры, раскаленный металл. Кузнечное ремесло в руках художника становится искусством. Кузнец – это непростая и многогранная профессия, которая требует внимания, силы, терпения и куда более длительного, чем восемь часов, рабочего дня. Мастера-кузнецы, которые могут воплотить в металле дизайнерскую задумку, встречаются нечасто. В этом смысле городу Заозёрному повезло, такие мастера художественной ковки у нас есть. Виктор Кульман – один из них. В нашем городе он проживает около двух лет. Виктор рассказал, как становятся настоящими кузнецами, и раскрыл удивительные подробности этой профессии.
Как начался ваш путь кузнеца, Виктор?
После девятого класса пошёл учиться на сварщика, профессия нужная и всегда востребованная. Окончив техникум, четыре года отработал по профессии на нефтеперерабатывающем заводе города Ачинска. Затем – служба в армии.
Вернувшись на гражданку, подрабатывал. Однажды увидел за работой кузнеца и заинтересовался. Сначала просто «подглядывал» за процессом, а потом и сам, чтобы обучиться всему, устроился помощником кузнеца в одну из кузниц города. Первое время боялся даже подойти к пневматическому молоту, очень он мощный и опасный. Пару лет учился основам. В целом с момента начала обучения до первого самостоятельного заказа прошло пять лет.
Моим первым заказчиком был знакомый мужчина, а изготовить нужно было комплект: лестница с перилами. Конечно, доля волнения присутствовала, но также была уверенность в своих навыках, работа была выполнена в срок. Приятель остался доволен результатом.
На Руси кузнецы всегда были на привилегированном положении. Хороший кузнец на вес золота. Как у вас родилась идея открыть кузню?
Обучаясь кузнечному делу, я понял, что это занятие мне нравится и работать с металлом приятно. Но оборудование для кузни достаточно дорогостоящее, останавливало только отсутствие стартового капитала. В ближайшее время планирую открыть своё дело в Заозёрном, а пока работа в кузне является моим увлечением, выполняю заказы родственников и знакомых.
Необходимо ли современному кузнецу быть физически сильным и выносливым?
Да, физическая выносливость и хорошее здоровье требуются кузнецу во все времена. С появлением современного оборудования, конечно, работать стало легче, но сам по себе труд остаётся тяжёлым. Как бы ни развивалось оборудование, но металл такой же, как и тысячу лет назад.
В 1200 годах до нашей эры человек приручил железо – научился его плавить. Смогли ли вы приручить металл? Ощущаете ли единение с ним?
Думаю, что о приручении металла говорить пока рано, ведь ещё есть куда расти. Я хочу испробовать ещё много приёмов ковки, которые до сих пор мной не применялись. Для одних нужно специфическое оборудование, для других подходящий заказ. Единение с металлом ощущается в полной мере в процессе создания тех или иных изделий, ведь без чёткого понимания процессов изгибания и необходимой температуры нагрева металла невозможно получить хороший результат. При изготовлении какого-либо изделия в металле остаётся частица души кузнеца. Ведь каждой детали уделяется внимание и вкладывается много усилий. Такое единение приходит с опытом.
Кто кого закаляет больше: вы – металл или он – вас?
В вопросе закалки, думаю, что преимущество всё же за мной. Кузнечное дело – нелёгкий труд, и сам человек должен обладать сильным характером. Работа в кузне не просто тяжела, но и опасна, так как работать приходится с опасными инструментами, высокими температурами и раскалённым металлом.
Чего металл не любит и не допускает по отношению к себе?
В работе важно всё, от исправности и качества оборудования до температуры его нагрева. Изделие может быть испорчено, если температура ковки слишком высокая или, наоборот, слишком низкая. А неисправное оборудование может испортить заготовку. Так что работа с металлом требует ответственного отношения ко всему.
Какие кованые изделия вы делаете и какие из них наиболее популярны?
Я изготавливаю различные изделия: лестницы, перила к ним, заборы, ворота, оградки, столики, лавочки, качели, вешалки и многое другое. Всего и не перечислишь. Наибольшим спросом пользуются ворота, мангалы и оградки.
Кованый металл требует лаконичности. Делаете ли вы рисунки, заготовки или шаблоны?
Конечно, изготовление заготовок имеет место. Не каждый заказчик требует индивидуальности. Многие приходят с готовыми эскизами или набросками. И как бы мне ни хотелось внести что-то своё, пожелания заказчиков для меня не менее значимо, чем привнесение индивидуальности в свои работы. В таких случаях пригождаются заготовки. Рисунки тоже делаю, конечно, это необходимо в процессе работы.
Когда к вам обычно приходит муза, вдохновение?
Часто вдохновение приходит извне. Например, когда вижу интересно выполненный забор, то возникает желание изготовить что-то подобное.
Вы, Виктор, фантазёр?
Я бы себя фантазером не назвал. Скорее я реалист. Но без доли фантазии, конечно, не обходится. Именно она помогает создавать новые изделия.
Что для вас является мощным стимулом в работе?
Для меня стимулом является желание развиваться в своём деле. Освоить новые стили и виды работы. Выполняя заказы, всегда приятно видеть довольные лица людей – это один из стимулов сделать изделие настолько хорошо, насколько это возможно.
Испытываете ли вы гордость за плоды своего труда?
Конечно, ведь с годами опыт растёт, и появляется возможность выполнять всё более сложные заказы. Заканчивая заказ, с которым приходится повозиться, я испытываю некоторую гордость за проделанную работу.
Приходится ли вам преодолевать себя?
Да, приходится. Бывает такое, что нет вдохновения и, кажется, руки опускаются, однако я понимаю, что это временные трудности, и настраиваю себя на работу, ведь для меня важно выполнить заказ качественно и в срок, чтобы не подводить ни себя, ни своих заказчиков.
Есть ли у вас единомышленники?
Пока я работаю один, но, возможно, в будущем и у меня появится ученик, который будет работать со мной вместе. А так семья – мой главный единомышленник, она поддерживает меня.
Кузнечное дело — довольно грязная работа. Как относится супруга к вашему ремеслу?
Супруга относится спокойно. Для неё важно, что я нашёл занятие, которое мне по душе, а с грязью справляются душ, баня и стиральная машинка.
Если бы вновь встал выбор – стать кузнецом или выбрать другое ремесло, что бы предприняли?
Снова сделал бы выбор в пользу кузнечного ремесла. Эта работа приносит мне удовольствие.
Виктор, желаю успехов в нелёгком, но таком захватывающем, поистине волшебном ремесле!
Беседу вела Галина ПЕТРОВА
Фото из архива Виктора Кульмана