Найти в Дзене
Логопед Анна Полякова

Развитие речи детей, перенесших грубые речевые патологии

Сегодня хочу посвятить статью речевому развитию детей, перенесших грубые речевые нарушения. Сначала давайте обсудим то, что я собственно отношу к грубым патологиям. Так уж повелось, что системы градации каждый специалист выстраивает свои, у некоторых, к моему удивлению, банальная дислалия (легкие нарушения произношения у здоровых детей), которую можно поправить, порой, опираясь на фонетику и артикуляцию относятся к серьезным патологиям.

У меня градация своя, впрочем, она опирается на научные знания. К грубым патологиям, я отношу такие нарушения как афазия и дисфазия, моторные и сенсорные алалии, но и естественно аутизм в качестве основного речевого диагноза, носящие под собой нарушения сенсорного восприятия, затрагивающие сферу социализации и взаимодействия. Самый лучший прогноз в данной группе у моторных алаликов, при вовремя начатой работе данным детям удается преодолеть свой недуг полностью. Во всех остальных случаях прогноз менее благоприятный, считается что легкие, едва заметные специалисту огрехи произношения и речевого мышления остаются с человеком на всю жизнь. Вот именно об этих, остатках проблемы и пойдет речь.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Конечно, говорить о комплексе разнообразных недугов достаточно сложно. Афазия и дисфазия, аутизм все -таки имеют множество разных черт, однако задания, что я хочу описать подойдут для развития речи всем этим группам.

Мой ребенок преодолел дисфазию, сейчас его речь чистая, но речевое развитие всех-таки нужно продолжать развивать в рамках общего развития в целом и полного комплексного восстановления утраченной функции.

Итак, что же я делаю для этого:

1 Стараюсь часто выводить сына на описательный диалог. Так как мой ребенок страдал грубой комплексной дисфазией Брокка и Вернике у него все еще присутствуют речевые эмболы в виде э-э-э в процессе рассказа. Чем больше сын рассказывает, тем больше шансов избавиться от данных речевых эмбол окончательно. В простой диалоговой речи их уже нет, а вот при построении длинных монологов они проскальзывают. Так же сын учится писать рассказы, небольшие сочинения о том, как у него прошел день, озвучивая их после написанного, и я очень рада данному прогрессу. Знаю, что многие дети с аутизмом и речевыми нарушениями испытывают трудности в написании сочинений, я предпочитаю бороться с данной проблемой построения мыслей с раннего детства, так чтоб ребенок не воспринимал это учебой или заданиями, а относился скорее, как к интересной игре, возможности попробовать себя в роли автора.

2 Развиваем память. Если поражения области Вернике дают подвисания с поиском слова, то нарушения Брока формируют речевые шаблоны. Сейчас у моего сына шаблонов достаточно для свободной и адекватной речи, однако, это не значит, что в данной области больше некуда развиваться. Так уж устроено, что видя незнакомый шаблон дети, и взрослые перенесшие тяжелые патологии теряются. Последней завершающей стадией выхода из данного рода нарушений становится внедрение сложных речевых оборотов. Сюда можно отнести большую группу фразеологизмов- стойких крылатых выражений, применяемых в речи, пословиц и поговорок с двойным, а то и тройным смыслом. К счастью, сейчас очень много книг для детей, позволяющих не только узнать о значении данного высказывания, но и историю появления выражений. Для детей с хорошей памятью, способных быстро запоминать стихи (это частое явление при нарушениях области Брока) есть фразеологизмы, внедренные в текст стиха, дающие опору на контекст. Мышление детей переживших эхолалию весьма интересно. Им бывает удобно запомнить большой стих наизусть и вычленить из него нужную информацию и контекст с опорой на описанную ситуацию. Это приближено к процессу выхода из данного нарушения и адаптировано мозгом для работы. Сын старается учить несколько стихов в неделю, стоит отдать ему должное схватывает на слух он на лету. Моя здоровая дочка, может только позавидовать его скорости. Когда они учат стих вместе, она устраивает истерику, что брат выучил вред, и мне приходится разводить их по разным комнатам и учить с ней стих отдельно, очень верю, что постепенно разовью и ее память до такого же уровня.

3 Сам словарь так же требует постоянного расширения и пополнения. Сейчас множество интерактивных игр позволяющих найти слово среди букв, или составить из букв слова. Мой сын очень любит игру море-слов. Чем интересна данная игра, что через несколько уровней запрос на используемые слова повторяется, что помогает не только узнать о новых словах, но и закрепить и отработать их. Данные игры так же должны быть в качестве поощрения, чтобы ребенок любил и хотел заниматься подобного рода работой, так же это отличная профилактика дисграфии и дислексии.

4 Постоянный приток новой информации. Сейчас наткнулась на достаточно интересный сайт Инфо урок. Сайт бесплатный и предназначен для школьников. В нем есть короткие видео по программе от окружающего мира до истории, географии, физики и математики. Если ребенок хочет забегать вперед, к примеру мой может посмотреть ролик о жизни Ивана Грозного или Песнь о Вещем Олеге, ему все-таки стоит дать небольшую историческую справку о месте данного куска в истории. Задания по возрасту вполне адаптированы и не требуют подробных разъяснений для моего ребенка в данный момент.

5 Постоянное чтение новых книг, в том числе и аудио версий, так же пополняет словарь оборотов и словосочетаний. Для лучшего развития можно взять автора, жившего в прошлом или позапрошлом веке. Так в тексте будет достаточно сложных архаических оборотов, которые будут вызывать затруднение понимания и требовать опоры на контекст, тем самым продолжая тренировать внутреннюю речь и ее развитие, а также пополнять словарь терминов.

Официально считается, что полностью преодолеть грубые речевые нарушения нельзя, однако, данное выражение ничем не доказано, можно добавить, фразу "нет предела совершенству" в данном вопросе. Компенсационные возможности детей, их память и мыслительные процессы проще поддаются корректировке. Важно привить ребенку интерес к развитию, чтобы обучение стало образом жизни, а занятия выглядели поощрением и игрой. К примеру, мой сын отдыхает от уроков играя в море слов на компьютере. Двойная польза так сказать.

А как Вы развиваете речь своих детей, и какие техники кажутся Вам наиболее интересными?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.