Найти тему

Пожалуй, самая доступная автомобильная 3-полоска. Тест компонентной акустики Skylor EVO6.3C

Оглавление

Будучи этим летом в Самаре, узнал от представителей бренда Skylor о скором (на тот момент) появлении акустики, претендующей на роль самой доступной 3-полоски на рынке. Согласитесь, при таком заявлении пропустить её мимо внимания было бы непростительно. Так что как только EVO6.3C вышла в продажу, один комплект отправился в лабораторию на детальное изучение. В общем, держите отчёт, как всегда, с измерениями и анализом.

Ну и сходу, чтобы не быть голословным, на момент этого теста 3-полосный комплект с пассивными кроссоверами стоит 15300 рублей. Найдёте доступнее – дайте знать.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

В недорогой акустике как-то привычней видеть НЧ/СЧ динамики с тощими моторами и собранные из простых комплектующих. EVO неожиданно выбился из этой парадигмы.

-2

Диффузоры – из двуслойного материала. С лицевой стороны – стекловолокно (немного косящее под углеволокно)…

-3

А с тыльной стороны – целлюлозная подложка. Причём тоже со своими хитростями – в пульпе явно прослеживаются волокнистые включения. Такой состав обычно применяется для лучшего демпфирования (гашения звонкости самого материала).

-4

Размеры мотора – внушительные, диаметр кольцевого магнита – 100 мм. По измерениям потом тоже будет видно – силёнок у мотора немало.

-5

Диаметр звуковой катушки – 35 мм. Напрашивается предварительный вывод – динамики явно не для подключения к маломощному ГУ, им усилитель подавай.

-6

Теперь среднечастотники. Их номинальный размер ближе к 3-дюймовому или даже 3,5-дюймовому, внешний диаметр фланца – 98 мм. Сетки несъёмные, но с довольно крупной ячейкой.

-7

Если мидбасовые динамики были построены на штампованных корзинах, то эти – на литых алюминиевых.

-8

Диффузоры на этот раз – чисто целлюлозные.

-9

Звуковая катушка – 25 мм (1 дюйм). Немало, кстати, для «серединки».

-10

Твитеры – с шёлковыми полупрозрачными куполами. Номинальный диаметр куполов (если брать по размеру звуковых катушек) – 25 мм.

-11

Корпуса – неожиданно не пластиковые, а металлические, литые алюминиевые. Сетки тоже несъёмные.

-12

Кроссоверы – в традициях Old School. Компактными их не назову, но для 3-полоски всё же умеренных размеров – всего-то 10,2 х 13 см.

-13

В кроссе обошлось без дополнительных цепей коррекции. Разве что аттенюатор в звене твитера с переключателем на три положения.

-14

Итак, что ещё есть в комплекте? Защитные грили для НЧ/СЧ динамиков – тут всё относительно стандартно. Единственное, было бы логично видеть такую же крупноячеистую сетку, что и на СЧ динамиках, но это так, пожелание.

-15

Несколько отрезков проводов, оконеченных разъёмами для подключения к динамикам. Кстати, даже с сечением что-то около 1 мм, а не в три волосины, как это часто бывает. Так что пускай будут, могут пригодиться.

-16

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ДИНАМИКОВ

Довольно интересное получилось сочетание параметров. А учитывая, что это, как ни крути, бюджетная акустика, НЧ/СЧ динамик сумел даже удивить. Для начала вот вам циферки, дальше разберу их подробней:

-17

Измеренные параметры НЧ/СЧ динамика:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 50 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 11 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,55
  • Qes (электрическая добротность) – 0,44
  • Qts (полная добротность) – 0,41
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 22 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,3 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,1 дБ

Измеренные параметры СЧ динамика:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 95 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,30
  • Qes (электрическая добротность) – 1,03
  • Qts (полная добротность) – 0,78
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,5 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,4 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,8 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 82,9 дБ

НЧ/СЧ динамики. Довольно тяжёлые (по меркам 6,5 дюймов) подвижные системы – параметр Mms больше 20 грамм. Но и моторы не слабые. Сделанный ранее предварительный вывод о необходимости усилителя подтверждается.

Добротность Qts на первый взгляд выглядит невысокой, т. е. динамики вроде бы просятся в корпуса, а не в двери. Но нет, не надо их в корпуса, только в двери. Причин тому несколько, сейчас поясню.

Во-первых, если бы это были низкодобротные динамики не с тяжёлыми, а с лёгкими подвижками, то действительно – ждать от них отдачи на басе было бы сложно (про рельеф и фактуру сейчас не говорим). А вот дины с более тяжёлыми подвижками уже басовитей, причём не за счёт гудения на одной частоте (привет, любители добротности под единицу и выше), а именно с сохранением разборчивости баса.

Недостаток такого сочетания параметров – динамики неохотно забираются выше по частоте, и в 2-полоске их уже не используешь. Но у нас же «трёшка», так что это уже неважно.

Второй важный момент – в данном случае динамик будет включаться через пассивный кроссовер, а там на пути между ним и усилителем окажется катушка индуктивности. Она имеет своё сопротивление и отчасти раздемпфирует динамик, и добротность всей системы повысится до более привычных «дверных» величин.

СЧ динамики. Тут имеем лёгкие диффузоры и достаточно мягкие подвесы. Но моторы не слишком сильные, так что и добротность в результате получилась высоковатой. В тесных объёмах среднечастотникам будет неуютно, желательно оставлять им побольше пространства с тыльной стороны. Эффект «воздушной подушки», подпирающей диффузоры, конкретно этим динамикам не нужен.

Для чего так сделали? Предположу, причина не столько в экономии на магнитах, сколько для выравнивания чувствительностей – чтобы СЧ не перекрикивали НЧ/СЧ динамики. У нас же не поканалка, а пассивные кроссоверы, просто так уровни в отдельных полосах не отрегулируешь.

АНАЛИЗ РАБОТЫ НЧ/СЧ ДИНАМИКОВ

А вот и подтверждение вышесказанному – в СЧ область динамики не лезут – это чистые басовички для 3-полоски. Причём внизу чуть ли не в сабвуферном диапазоне пытаются играть.

-18

Фазовая характеристика обычно наглядней показывает резонансы, возникающие в динамиках, но тут с этим никаких проблем – ни откровенного звона и ломки диффузоров, ни значимых резонансов в центрирующих шайбах. Все излишества задавлены очень хорошо.

-19

Кстати, одна из причин, почему лично я люблю низкодобротные динамики – они не выходят из под контроля усилителем даже на частотах, близких к собственному резонансу (разумеется, если сам усилитель не худосочный). Обратите внимание на график КГИ – с понижением частоты динамик не начинает неконтролируемо болтать диффузором, искажения нисколько не растут. Т. е. он не просто что-то бубнит, а вполне нормально басит:

-20

АНАЛИЗ РАБОТЫ СЧ ДИНАМИКОВ

«Серединки» показали приличную АЧХ от 200 до 5-6 кГц без резких провалов и горбов. Выше – физические размеры уже начинают влиять (когда длина волны становится соизмеримой с габаритами динамиков).

-21

Разве что горбик на самом верху портит картинку, но он, как потом увидите, неплохо убирается кроссоверами. А в том же диапазоне до 5-6 кГц никаких «звенючек» и «расколбасов» вроде бы не видно.

-22

Правда, снизу динамики всё же работают неохотно. Обратите внимание, ниже 300 Гц начинается рост искажений, так что если замутите поканалку, резать их лучше никак не ниже 500-600 Гц (для определённости, если это будет ФВЧ 12 дБ/октава).

-23

АНАЛИЗ РАБОТЫ ТВИТЕРОВ

Твитеры приятно удивили ровной собственной АЧХ. С разворотом – нормальный прогнозируемый спад отдачи на самом верху.

-24

Резонансы в куполе? Не, не слышал.

-25

Хоть собственная АЧХ и тянется вниз без спада отдачи до 2 кГц, но в двухполоску они точно не предназначены. Искажения с понижением частоты начинают хоть и плавно, но всё же расти уже ниже 4 кГц.

-26

РАБОТА ЧЕРЕЗ ШТАТНЫЙ ПАССИВНЫЙ КРОССОВЕР

Как и предполагал, при включении через пассивные кроссы из комплекта получается лёгкое раздемпфирование – резонансный пик НЧ/СЧ динамика съезжает ниже 45 Гц, а добротность Qts слегка поднимается (для интереса измерил – получилось почти 0,6, т. е. теперь уж точно никакие корпуса им не нужны – только установка в двери).

-27

В остальном диапазоне, должен заметить, к кроссоверу никаких вопросов – график импеданса без резких провалов и горбов в зонах стыка полос. А на графике ниже – как стыкуются полосы акустически. А что, нормально – каждый динамик работает в оптимальном для себя диапазоне, кросс неплохо учитывает их особенности. По части стыковки – зачёт.

-28

ПРОБА В ДЕЛЕ. ОЦЕНКА ЗВУЧАНИЯ

Можно сказать сходу – акустика не зайдёт тем, кто привык к звонкому и жёсткому звучанию. Зато понравится тем, кто хочет получить мягкий и тёплый саунд – характер у акустики спокойный и ровный. Без аудиофильского копания в деталях, но сбалансированный, без сверления ушей отдельными звуками. Если это совпадает с вашими приоритетами – можно читать дальше.

Басовитость отмечу особо. В иных случаях, может, и совсем без сабвуфера можно обойтись. Характер баса мягкий, глубокий, хотя при этом не гудящий. Вообще, сложилось впечатление, что мидбасовое звено здесь даже выше уровнем, чем можно ожидать в этой цене.

Звучание «серединок», как и предполагал, сильно зависит от условий их работы. Не вздумайте зажимать их в тесные объёмы, иначе получите очень скованное и вялое звучание. Лучше стремиться к Free Air: для них это оптимальное оформление. Если есть штатные места в торпедо – используйте их. Если это кастомная установка – обеспечьте достаточный объём позади динамиков – чем больше, тем лучше.

Сильно отворачивать твитеры я бы точно не стал (звучание заметно тускнеет), но и откровенно «в лоб» тоже не направлял бы (звучание верхов приобретает «песочный» характер). Я бы установил их с очень небольшим разворотом, скажем, с направлением в центр между подголовниками. Ну максимум – в центры противоположных боковых стёкол, не больше. Так получается наиболее сбалансированное звучание ВЧ.

И ещё один момент. Если твитеры и СЧ не скомпонованы в «матрёшку», а разнесены друг от друга, обязательно пробуйте все варианты их подключения к выходам кроссовера – с прямой и обратной полярностью. Может оказаться, что при перевёрнутой полярности полосы будут лучше стыковаться акустически.

КОРОЧЕ. КАК И КУДА СТАВИТЬ?

Нужен ли усилитель? Да, однозначно, комплект EVO6.3C явно расчитан на работу от усилителя. Мощность – от 80-100 Вт и выше (на канал).

НЧ динамики – в двери. Корпуса им не нужны. Но двери нужно подготовить и избавиться от «сверчков». Басовитости у них – хоть отбавляй.

СЧ динамики желательно не зажимать в тесные объёмы. Чем больше позади них будет пространства, тем лучше. Учтите это при выборе мест для установки, будь то штатные места в панели или кастомные подиумы.

Твитеры – направляйте в салон так, чтобы они были видны под небольшими углами. Не направляйте их совсем «в лоб», но и не разворачивайте слишком сильно. За ориентир можно взять центр салона – в него и метить.

ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?

Не стану называть этот комплект аудиофильским, он решает другие, более «земные» задачи. Это доступная акустика «для жизни», когда хочется заменить грустную штатку с добавлением в систему усилителя, и конфигурация салона позволяет установить 3-полоску с минимальными установочными затратами.

Зайдёт тем, кто хочет получить ровное, спокойное звучание, без крикливости или назойливой яркости и жёсткости. А ещё в явных плюсах – отличная басовитость, причём в иных случаях даже позволяющая сэкономить на сабвуфере.

Плюсы:

  • Пожалуй, самая доступная 3-полоска на рынке Car Audio
  • Кроссовер хорошо учитывает способности динамиков
  • Басовитость, в иных случаях можно и без саба обойтись

Минусы:

  • Несъёмные сетки на СЧ динамиках (могут оказаться лишними при установке в штатные места)