Почему зомби так популярны? Фильмы про зомби, игры и книги непременно приносят бешеные деньги их создателям. Разумеется, люди любят бояться и особенно хорошо страх продаётся в благополучных обществах, но мало ли страшных персонажей напридумывал человеческий мозг? Однако, именно зомби по популярности обогнали и монстров, и драконов с инопланетянами и даже вампиров.
Откуда они пришли?
Родиной зомби является опять же экваториальная Африка. Надо сказать, что регион сей был почти не затронут влиянием больших мировых религий и фактически до наших дней сохранил аутентичные верования и традиции. На первом месте - культ предков. И не абы каких, а уважаемых членов племени - шаманов, вождей, старейшин. Считалось, что люди принесшие большую пользу при жизни, смогут приносить её и после смерти каким-то виртуальным образом. Как раз такие почётные граждане и назывались ЗОМБИ. Иногда использовалось другое слово - НДОКИ.
Никакого негативного смысла, а уж тем паче опасности зомби не представляли. Как раз наоборот - дарили удачу, тем, кто добросовестно приносит жертвы на алтарь предков. В Африке зомби и сегодня почитаются, как добрые покровители.
Как они попали в европейскую культуру?
В 1960 году в США режиссёр Джордж Ромеро снимает фильм, которому суждено перевернуть жанр ужасов: "Ночь оживших мертвецов" Фильм изобилующий сценами каннибализма и прочих особенностей поведения зомби вызвал волну критики, появились даже активисты желающие запретить этот объект киноиндустрии.
Но горячий интерес публики победил и Ромеро снял целый зомбосериал. С тех пор образ зомби прочно входит в искусство разных уровней.
Почему зомби "прижились" и что за ассоциации они вызывают?
В каждый свой фильм Ромеро вкладывал особый политический подтекст. Например, проблему расизма или феминизма. То есть, всякий раз наступал на больной мозоль общества потребления.
В фильме 1978 года "Рассвет мертвецов" кучка людей запирается в супермаркете, где может безнаказанно потреблять разложенные на полках товары, тогда как зомби -пролетарии стоят за стеклом и наблюдают, как жируют счастливцы.
Откровенный намёк на золотой миллиард и надвигающуюся деградацию человечества. Когда одним достаются все блага цивилизации, а другим предлагается превратиться… в зомби?
И тут, разумеется, образ зомби меняет свою изначальную направленность. вместо добрых покровителей - дикари, мечтающие разорвать на куски обитателей цивилизованного мира или заражённые неким вирусом (тут обыгрывается идея военных изысков в плане биологического оружия)
Так образ зомби стал удачным символом скрытых социальных противоречий, которые не всегда осознаются умом, но существуют в подсознании, как потенциальная опасность.
Кроме того, образ включает в себя и другой подтекст:
Зомби - человек, утративший собственную волю и собственное мышление, подчиняющийся чьим-то приказам, одержимый какими-то идеями, подпавший под влияние и утративший в итоге личность.
Всё это вполне узнаётся зрителями нашего времени
Но и это ещё не всё!
Образ оживших мертвецов, мертвецов требующих возмездия - это не похороненные жертвы человеческой агрессии. ГУЛАГ, ХОЛОКОСТ и многие другие невинные, обманутые и забытые. Они ждут.
Ждут, чтобы мы - живые осознали, поставили точки над "И".
Осудили - даже не тех, кто отдавал и исполнял приказы, а саму жестокость, ненависть, агрессию и алчность, как таковую.
Вот так африканский культурный феномен нашёл своё отражение в европейской культуре
Спасибо за внимание!