Недавно к числу миллиардеров присоединился Такая Авата, основатель и генеральный директор компании Toridoll Holdings, зарегистрированной на Токийской бирже. Эта компания известна своей популярной сетью ресторанов, специализирующихся на приготовлении лапши удон. Акции Toridoll, управляющей почти 1900 ресторанами по всему миру, за последний год выросли на почти треть благодаря возвращению людей к поеданию на улице после пандемии. Теперь доля компании, принадлежащая Авате, составляет 48% и оценивается в $1,1 миллиарда с учетом цены акций на закрытие торгов 25 августа - 3,930 иен ($26,8).
Авата основал Toridoll в 1990 году, и компания стала одним из ведущих операторов ресторанов с лапшей в Японии. К ним относится также сеть Marugame Seimen. Кроме того, Toridoll владеет ресторанами, специализирующимися на острой китайской рисовой лапше, блинчиках, рамене и свежей темпуре. Начиная с 2010 года, Авата активно развивает компанию за пределами Японии. Компания имеет более тысячи ресторанов в Японии и также расширилась на рынки США, Великобритании, Камбоджи, Гонконга, Индонезии, Тайваня, Филиппин и Вьетнама.
Это развитие было частично обусловлено приобретениями. В 2015 году Авата приобрел сеть азиатского фастфуда Wok to Walk, которая уже присутствовала в Европе. В 2018 году Toridoll заплатила $242 миллиона за Tam Jai International, оператора популярных сетей ресторанов с лапшей TamJai и SamGor в Гонконге, а спустя три года компания была выведена на биржу, привлекая $180 миллионов. В июне Toridoll также приобрела Fulham Shore, британского оператора пиццерий и ресторанов греческой кухни, за примерно $118 миллионов.
Авата не останавливается на достигнутом. Toridoll уже выделила более $650 миллионов на слияния и поглощения в Европе, Азии и Китае, и планирует увеличить число своих ресторанов до более чем 5500 точек и удвоить выручку до $2 миллиардов в ближайшие пять лет. Toridoll также сообщила, что квартал, закончившийся в июне, принес компании рекордную выручку в $360 миллионов, что на 20% больше, чем за тот же период в прошлом году. Помимо увеличения числа посетителей, к росту выручки способствовало внедрение системы выноса блюд. Несмотря на стремительный рост, чистая прибыль компании сократилась на 20% в прошлом квартале и составила $50 миллионов, преимущественно из-за воздействия инфляции, которая повысила стоимость ингредиентов.
Такая Авата, 61-летний предприниматель, заинтересовался ресторанным бизнесом после того, как бросил учебу в Университете иностранных языков города Кобе. В 1985 году, когда ему было 23 года, он открыл свой первый японский ресторан, специализирующийся на курице-гриль. Однако, как он рассказал в интервью японскому телеканалу NHK, "у них почти не было клиентов".
Новая идея пришла к нему во время поездки в префектуру Кагава, в родной город его ушедшего отца, который был известен своей лапшей. Увидев длинные очереди в кафе, где готовили густую пшеничную лапшу удон прямо перед посетителями (Авата описал это в своем блоге как "эмоциональное кулинарное впечатление"), он принял решение создать свою собственную сеть лапшичных.
Авата всегда предпочитал свежеприготовленную лапшу полуфабрикатам, что и привлекло посетителей. В дешевых ресторанах самообслуживания, принадлежащих Toridoll, лапшу готовят перед глазами клиентов на открытых кухнях и подают в бульоне на основе соевого соуса с разнообразными добавками на выбор.
Компания продолжала развиваться, и в 2006 году Авата провел IPO на Токийской фондовой бирже. Сначала она была отнесена к категории стартапов, но через два года перешла в Первую секцию.
По всей видимости, первый раз идея международного расширения пришла Авате во время поездки на Гавайи. В 2011 году Toridoll открыла свой первый ресторан на Гавайях, а затем следовали рестораны в Китае, Индонезии и других соседних странах. В 2021 году в Лондоне открылся первый ресторан Marugame Seimen. Вместо того, чтобы предлагать одинаковое меню повсюду, Авата учитывает местные предпочтения. Например, в Китае, где первый ресторан сети открылся в 2012 году, в меню есть томатный бульон, а в Индонезии, куда компания пришла год спустя, - перченый чили.
Во время пандемии Авата раздавал бесплатную лапшу удон детям из малоимущих семей с помощью грузовика, который передвигался по всей Японии, и поставлял готовую еду медицинским работникам. "Страсть к еде рождается из самых неожиданных источников," - пишет Авата на сайте Toridoll. - "Мы находим эти источники и используем их, чтобы приносить радость нашим клиентам. Это стремление лежит в основе нашего роста и нашей миссии".