Хорошо, когда речь у неговорящего ребёнка идёт буквально "из-под рук". Такое бывает, к счастью, довольно часто. Едва прикоснулась к малышу в первую встречу и звуки пошли, вот они, рядышком были! Это значит, что по отдельности все составляющие производства звука были готовы к работе. Ребёнок чувствовал, что делают его губы, язык, как напрягаются мышцы нижней челюсти, как проходит воздух через нос и рот. Не получалось "собрать" ощущения вместе, а логопед тут нажал, там зажал, показал как надо и произошла вспышка озарения. Мгновенно сложилось у ребёнка внутреннее понимание, что ждут от него взрослые, как легко получить от них сверхположительные эмоции. Нужно только произнести звук речи. Такой ребёнок пойдёт быстро и без проблем, только успевай подстраивать план занятий под его скоростную динамику.
Другое дело, когда ребёнок погружён в себя, "рядом", в зоне ближайшего развития нет ничего, на что можно было бы опереться логопеду в своей работе. Обычно это состояние характерно для детей с тяжёлой сенсомоторной алалией и (или) с расстройствами аутистического спектра. Именно этим детям далеко не сразу получается найти помощь. Зачастую родителей начинают отправлять ко всем специалистам подряд, так как никто из них не может точно определить первопричину проблемы. .
Вам нужно к психологу, к неврологу, к сурдологу, к дефектологу, к психиатру, вот вам адреса, где проводят аппаратную терапию.
Список можно продолжать. Всем специалистам понятно, что нужно заполнить ту виртуальную безречевую пропасть, в которой находится ребёнок. Но вот что окажется наиболее эффективным, с чего лучше начать?
Пропасть эта имеет название - отсутствие готовности к речи. Это самое тяжёлое состояние, с которым, сталкивается логопед. Нет рычагов воздействия на речевые зоны, т. к. они полностью заблокированы.
- Через эмоции не пройти, нет выраженных эмоций.
- Через активизацию фонетических и зрительных зон не получится, вообще нет слухового и зрительного внимания.
- Через имитацию действий бесполезно и пытаться, нет произвольной деятельности.
Виртуальная пропасть глубока, поэтому и нужны усилия разноплановых специалистов, чтобы каждый из них смог что-то весомое добавить и чуть-чуть "приподнять" ребёнка.
Просматриваются две основные сложности при выводе ребёнка из состояния погруженности.
Первая - НЕ получится наполнить пропасть только неречевыми составляющими (поведенческая терапия, работа с мышечной системой, сортировка по цвету-форме и т. п.) Нужна очень специфическая работа логопеда, чтобы обеспечить готовность ребёнка к речи.
Вторая - мы НЕ знаем глубину безречевой пропасти. Непонятно, сколько нужно приложить труда, чтобы увидеть те результаты, по которым можно сказать, да, речь близко. Это незнание объёма работы создаёт сильнейшую психологическую нагрузку на родителей.
Чем заполнить "безречевую пропасть"
Работаем над эмоциями, со всех возможных сторон тренируем произвольную деятельность, свою значимую лепту вносят медики, специалисты по различным видам массажа. Но чтобы появилась речь, нужно готовить собственно речевые зоны. Поэтому без логопеда не обойтись. Пусть по минимуму, но мы постепенно включаем все пункты программы по вызыванию речи. Но как понять, что работа идёт успешно? Необходимо знать те сигналы, которые даёт ребёнок по мере формирования новых нейронных связей. Зная маркеры положительной динамики, специалисты и родители понимают, продолжать ли работу по выбранной программе или следует что-то поменять.
Даже в самых сложных случаях первые сигналы появляются через 4-5 месяцев, через 7-8 месяцев уже проявляется весь спектр маркеров.
Маркеры успешности коррекционной работы
- Сначала меняется взгляд ребёнка. На первых порах заинтересованный включённый взгляд на пособие, легкий поворот головы в ответ на какое-то ваше слово длится меньше секунды. Снимайте ваших детей на видео, иначе вы пропустите это мгновение. Слишком многое приходится отслеживать во время занятия. Можно не успеть отметить, как ребёнок вдруг посмотрел на букву до того, как вы протянули к ней руку. А пересмотрев видео, точно заметите этот момент. И запишите в своём дневнике: сегодня был понимающий взгляд на букву "А". Появилась точка отсчёта!
- Движения рук. Тоже легче всего отследить на видео. Даже со всем своим опытом я могу пропустить во время работы с ребёнком, как дрогнула его ручка и обозначила движение к предмету. Движение может не завершиться, но если оно совпало с произнесенным вами словом и вы это заметили, то будьте уверены - не показалось! Это и есть сигнал того, что пошёл отклик слуховой коры. Начинает постепенно формироваться указательный жест.
- Беззвучная артикуляция. Не забываем при работе с ребёнком смотреть на его губы. Еще до появления шёпота (не всегда дети шепчут, может звучать и голос) начинают подрагивать губы, когда вы произносите тот или иной звук. Это тоже не случайная реакция, а начало формирования связи между зрительно-слуховыми и речедвигательными системами.
- Появление спонтанных слогов или слов. Они могут произноситься как шёпотом, так и в полный голос. Слова обычно не закрепляются, но являются чётким маркером того, что первые произвольные звуки и слова уже рядом.
- Произвольное звукоподражание животным. Каждый из моих учеников раньше или позже сказал своё первое "мяу" в ответ на вопрос "Как говорит киса?" Это завершающий штрих в списке маркеров. Появились "мяу, гав, ме, кря-кря"- это значит, что мы завершили полную неопределённости работу по формированию готовности к речи.
С этого момента нам уже ясно, что идёт положительная динамика развития речи. Начинают появляться не только звукоподражательные, но и другие произвольные слова, ярче выражаются эмоции, ребёнок начинает "замечать" людей вокруг, интересоваться домашними животными, ему вообще становится интереснее всё вокруг, другими словами, возрастает познавательная активность.
Клим прошёл этот путь за 7 месяцев. Сначала мы заметили его направленный на букву взгляд, потом Клим стал брать предметы в руки до того, как мама протягивала их ему. Затем мы стали замечать движения губ, потом услышали шёпот и отдельные громкие слова. И вот он стал изображать как мяукает кошка, как гогочут гуси.
Нет больше пропасти! Впереди ещё огромный пласт работы, но она пойдёт с заметной и ощутимой динамикой, которую не нужно ловить по кадрам видео. Будут и сомнения, и тревоги. Но это волнения по поводу не слишком качественной речи, а не из-за её отсутствия.
У Ромочки тоже появились звукоподражания. Но он шёл несколько иным путём, чем Клим. К двум годам Рома начал произносить цепочки слогов ма-ма-ма, па-па-па, стали появляться отдельные звукоподражания. Но потом всё пропало. Это как раз вариант почти готовой базы к появлению речи, но из-за алалии спонтанные слоги не смогли перейти в произвольное произношение и мальчик замолчал. Картина сенсомоторной алалии начала резко разворачиваться, ушёл отклик на имя, стали появляться аутистические черты. В 2,5 года мы приступили к занятиям. За три с небольшим месяца у мальчика появился весь спектр маркеров готовности к речи. Напомню, что база была, но не смогла без специальной помощи развиться в полноценную речь. Но возраст до трёх лет позволил быстро активизировать имеющиеся раньше навыки и речь Ромы начала развиваться в хорошем темпе.
Нужно быть готовым к тому, что период спонтанной речи у детей с таким нестандартным выходом в произвольность часто затягивается. Будут появляться и пропадать новые слова, даже целые фразы, для закрепления их в зоне произвольности потребуются значительные усилия.
Не считайте это поводом для отчаяния. Спонтанные слова не пропадают в никуда! Они становятся базой для произвольной речи. Исчезнуть совсем и не закрепиться спонтанные проявления, к сожалению, могут. Но только в условиях прекращения работы по формированию речи.
Нужно помнить, что алалический путь развития речи сильно отличается от нормально текущего онтогенеза. При алалии нельзя остановиться, сформировав базу для речи. Всё остальное тоже делается в ручном режиме. Только на уровне устойчивой фразы из 4-5 слов можно перестать бояться речевого регресса, потому что на речь ребёнка будет оказывать все более и более сильное влияние социальное окружение. Конечно, логопеду еще есть к чему приложить руки, ведь и фонетику, и лексику, и грамматику нужно довести до нормы. Однако для решения этих проблем есть четкие, хорошо разработанные методики. Просто нужно работать дальше, ведь сделано самое трудное: мы сформировали у ребёнка готовность к речи!
Всем успехов в развитии речи!