Современные спортивные состязания являются результатом большого эволюционного пути человеческой культуры. Как в биологии, каждая особь в онтогенезе проходит все стадии филогенетического развития, характерного для всего вида, так и сознание индивида проходит все этапы развития коллективного сознания. В этом смысле, спорт можно рассматривать как проводник сознания через века, как способ усвоения современных норм и ценностей, приобщения к цивилизации, раскрытия творческого потенциала личности и самоактуализации.
Так ребенок, переходит от овладения функциями своего тела к расширению его возможностей через игру, через соревнование с другими. Непосредственный навык превращается в символическое действие, эффективность которого определяется не непосредственным результатом, а абстракцией – системой принятых стандартизированных оценок.
В ненасильственной спортивной активности находят свою реализацию агрессивные импульсы. Гнев из разрушительной силы превращается в энергию, направленную на совершенствование собственных достижений. Спорт дает возможность победы без уничтожения противника.
Исторически спортивные игры выполняли несколько важных функций: Воспитательную – подготовка члена общества к трудовой деятельности, физическое и духовное развитие, развитие этики и морали, оттачивание и передача необходимых для жизни навыков.
Функцию группового сплочения – обучение навыку соблюдать правила, поддерживать дисциплину, действовать совместно, что особенно важно, например, в военном деле. Вокруг успешной группы спортсменов всегда образуется круг людей, которые, не являясь ее членами, однако, идентифицируют себя с ней. Сюда можно так же отнести ритуальную сторону, когда игры имитировали удачную охоту или победу над врагом.
Иерархическую – позволяющую определить свое место в обществе, обрести титул или свободу. Или побороться за самую красивую или статусную невесту. Или просто разрешить спор без риска получить тяжелые увечья. В этом плане спортивная игра выступает регулятором социальных отношений, позволяя снизить внутригрупповое напряжение, разрешить конфликты.
Политико-экономическую – на время соревнований прекращались войны, укреплялось сотрудничество между странами. Обеспечение масштабных интернациональных соревнований требовало сотрудничества, развитой торговли, изучения языков и традиций других народов.
Культурно-эстетическую – культивирование красоты человеческого тела, исследование его возможностей нашло свое отражение в многочисленных памятниках живописи и скульптуры, способствовало развитию культуры и творчества.
Развлекательную – спортивные игры были доступны людям всех возрастов и слоев общества, удовольствие получали как то, кто принимал в них участие, так и те, кто мог за ними наблюдать. Эмоциональная заряженность, напряженность делала спорт одним из главных зрелищ во все времена.
В процессе общего культурного развития человечества с освоением символа - непрямого обозначения, стало возможным отделение спорта от других видов деятельности и выделение его в самостоятельный культурно-исторический феномен.
Автор: Захарова Анастасия Ивановна
Психолог, Нейропсихолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru