Найти тему
ХроноScio | История и культура

«Последний день Помпеи». Секреты знаменитой картины Карла Брюллова

Оглавление

«Последний день Помпеи» можно назвать известнейшей картиной Брюллова. Современники были от нее в восторге, более поздние художники и критики расходились во мнениях. Были и те, кто изобличал «пустоту содержания и холодное бездушие» полотна. Но сейчас речь пойдет не об этом. Сам художник зашифровал в картине множество символов и образов, наделив полотно глубоким тайным смыслом. О секретах «Последнего дня Помпеи» и поговорим.

История создания

На момент написания картины Карл Брюллов жил в Италии. В 1827 году он отправился в Неаполь – посмотреть извержение вулкана Везувий. На извержение он, к слову, опоздал. Зато побывал на раскопках, проходивших в древнем городе Помпеи.

Напомним, что Помпеи были процветающим древнеримским городом недалеко от Неаполя. В 79 году н. э. они были разрушены мощным извержением вулкана Везувий. Оно практически смело город и унесло жизни двух тысяч человек. Сами Помпеи оказались погребены под толстым слоем пепла.

В XVIII веке город был обнаружен, в нем начались археологические раскопки, которые продолжаются и по сей день. Пепел стал своеобразным защитным покровом, позволившим городу буквально застыть во времени. Поэтому раскопки в Помпеях подарили ученым много интересной информации о древнеримских городах и их быте.

Над картиной, посвященной гибели Помпеев во время извержения, Брюллов трудился шесть лет. Ему удалось объединить в своем произведении динамичность происходящих событий, их трагизм – и одновременно красоту. На картине – множество фигур людей, и на первый взгляд царит полнейший хаос. Но это не так: каждая группа фигур несет свой смысл, но чтобы увидеть его, нужно внимательно вглядеться в каждую деталь.

-2

Картина «Последний день Помпеи» выставлялась сначала в мастерской Брюллова в Риме. Полотно завоевало бешеную популярность: весь город стремился увидеть его. Затем картину выставляли в Милане, Париже, Санкт-Петербурге. Сегодня она находится в Государственном Русском музее.

Тайны картины

Что же великий мастер зашифровал в своем полотне? Разберем самые интересные детали картины.

Художник на ступенях храма

В левой части картины можно заметить группу людей, хаотично толпящихся на ступенях храма. В группе выделяется молодой человек со светлыми вьющимися волосами. На его голове – деревянный ящик с кисточками, красками и другими принадлежностями для рисования.

-3

В образе этого юноши Брюллов изобразил самого себя. Так делали многие художники, незаметно вписывая себя или своих современников в монументальные произведения с большим количеством людей, – простим же им этот небольшой акт тщеславия.

Священник и жрец

Вот следующая интересная деталь. На картине есть христианский священник, обращенный взором в сторону извергающегося вулкана. На его лице – спокойное выражение, отсутствие страха. Ему противопоставлен поспешно убегающий языческий жрец. Он выглядит встревоженным, а с собой несет золотую храмовую посуду.

-4

В образе этих двух религиозных деятелей Карл Брюллов противопоставил два мира – языческий и христианский, древний и новый. Не случайно христианский священник – единственный персонаж картины, не пытающийся бежать и не выражающий страха.

Плиний с матерью

Писатель и политический деятель Плиний Младший на самом деле не был на тот момент в Помпеях и наблюдал за извержением Везувия из города Мизены. Однако Брюллов намеренно поместил его на картину – тем более, что одно из самых подробных описаний гибели Помпеев мы находим именно у Плиния.

-5

Сцена изображает его вместе с его пожилой матерью. Она уговаривает сына бежать и спасаться, а он не уступает и пытается помочь ей подняться и следовать за ним. Эта сцена – одна из самых драматичных и эмоционально насыщенных на картине.

Упавшая женщина с ребенком

Центральный план картины занимает женщина, лежащая на земле (по-видимому, погибшая) и рядом с ней – плачущий ребенок с золотистыми волосами. Искусствоведы полагают, что это аллегория: прежний, античный мир погибает (в образе прекрасной мертвой женщины), но на его руинах будет строиться новый мир (в образе ее живого плачущего ребенка).

-6

Мать с двумя дочерьми

В левой части картины можно заметить женщину, обнимающую и защищающую двух своих дочерей. Интересен тот факт, что эти образы Брюллов взял из реальности. На раскопках в Помпеях было обнаружено множество тел погибших людей: под пеплом они сохранились в тех же позах, в которых их застигла смерть. И вот что писал по этому поводу сам художник:

«По правую сторону помещаю групп матери с двумя дочерьми на коленях (скелеты сии были найдены в таком положении)»
-7

Четыре образа возлюбленной

И еще одна тайна знаменитой картины. Считается (и не без оснований), что Карл Брюллов аж четыре раза изобразил на ней свою возлюбленную – графиню Юлию Самойлову. Она, как и Брюллов, жила в то время в Италии и часто принимала художника в числе других именитых гостей на своей вилле. Их роман, с перерывами, продолжался 16 лет.

-8

И в самом деле обратите внимание, что четыре женщины на картине обладают чертами сильного сходства: девушка с кувшином на голове на ступенях, мать, обнимающая своих дочерей, женщина, лежащая на земле, и женщина, убегающая со своим мужем и ребенком.

________________________

Спасибо за внимание! :) Также читайте: Место, застывшее во времени: судьба города Помпеи